12:34, 17 августа 2016 года
12:34, 17 августа 2016 года

«Обучаем игре в фирменном зенитовском стиле». Почему все команды «Газпром»-Академии играют по одной схеме 4-3-3

Тренер «Зенита» U-11 Николай Красавин рассказал, почему все команды Академии применяют одну тактическую схему, когда в школе сине-бело-голубых впервые применили эту систему и как она способствует развитию молодых футболистов.

О появлении этой системы в Академии
— Я застал этот переходный момент. Я как раз пришел в Академию в начале 2010 года, когда команды Академии с приходом Хенка ван Стее стали играть в одном ключе. Такая практика применяется в любом ведущем мировом клубе. Я лично не знаю ни одной серьезной футбольной школы, в которой команды играли бы по разным схемам.

О преимуществах схемы 4-3-3
— В Академии решили играть по схеме 4-3-3, потому что она способствует зрелищному, атакующему, агрессивному стилю игры, который присущ «Зениту». На наш общий взгляд, эта расстановка помогает детям обучаться игре в фирменном зенитовском стиле. Мне кажется, что в этой конкретной схеме гораздо больше разных вариантов развития атак, чем в других формациях. Кроме того, достаточно гибко в этой расстановке можно действовать в обороне. В нашей Академии ребята уже с 11 лет играют по этой схеме на первенстве города.

О развитии игроков в рамках данной схемы
— Прежде всего мы стараемся развивать игрока индивидуально. Работая с футболистами, мы видим их сильные качества, узнаем слабые стороны и стараемся их устранять. Исходя из этого, мы подбираем амплуа для наших молодых футболистов, встраиваем их в эту схему на ту позицию, где бы они смогли проявить себя наилучшим образом. Для каждой конкретной позиции есть свои характеристики, требования и задачи. На основе этой информации мы подбираем для игрока подходящее амплуа. Хорошо, когда первая команда «Зенита» играет в том же ключе, что и все коллективы Академии. Мы же готовим футболистов для первой команды, и при переходе во взрослый футбол им будет гораздо легче к нему приспособиться.

О свободе действий и перестроениях по ходу матчей
— Конечно, свобода действий при выборе тактической схемы у нас присутствует, но мы при этом всегда начинаем в одном и том же построении. По ходу матча происходят самые разные игровые ситуации. Если нам нужно отыгрываться в концовке встречи, то мы можем перейти на игру в два центральных нападающих, как это часто происходит в большом футболе. В таких случаях тренер может сам принимать решения. Кроме того, в данной схеме мы вольны играть как с одним, так и с двумя опорными полузащитниками. Например, в игре с «Ростовом» наш молодежный состав, как мы видели, действовал с двумя опорными. Это обычная практика. Тем не менее каждый из нас не может играть в разных построениях. Мы придерживаемся одной линии, одного стиля и одних требований. При таком подходе игроку гораздо легче переходить от тренера к тренеру.

О слабых сторонах данной расстановки
— Если мы будем играть против конкретного соперника, то можно даже по ходу игры в этой схеме подстроиться под любую расстановку. Каких-то конкретных минусов в этой системе назвать нельзя. Понятно, что многое исходит от того, какими футболистами ты располагаешь, какими качествами обладают твои подопечные. Мне лично нравится это построение. Самое главное, что оно помогает детям развиваться, играть в нашем стиле. Если брать тактику, то в этой схеме мы можем учить ребенка построению атаки от своих ворот, развитию атак как по центру, так и по флангам, а также оборонительным действиям. Наша главная задача — воспитать индивидуально сильного футболиста. Когда игрок попадет в молодежный состав или «Зенит»-2, то там тренеры встроят его в любую формацию. Не стоит привязываться к цифрам в схеме — надо растить технически хорошо оснащенных футболистов, которые смогут оживить любую схему и покажут отличный футбол в любой формации.
img
img