18:44, 30 января 2012 года
18:44, 30 января 2012 года

Хенк ван Стее: «Пусть критики узнают причины моих решений»

За почти два с половиной года, прошедшие с тех пор, как в «Зените» решили на базе школы «Смена» создать академию и пригласили ее поднимать Хенка ван Стее, последний не только поспособствовал организации работы по европейским образцам и появлению больше десятка филиалов, но и заработал массу критиков и недобро­желателей. Для беседы о сложностях и достижениях, ближайших планах и оппонентах голландец пригласил корреспондента «Спорта» в знаковое для детско-юношеского футбола Питера учреждение на улице Верности. Стройка в главном здании академии, до сих пор многими по привычке называемой «Сменой», видна за сотню метров. А на занесенной снегом территории отчетливо разглядеть можно лишь одно зеленое поле.

Восемь полей и интернат

— Жаль, что сейчас выпало много снега, иначе вы могли бы лучше увидеть всю инфраструктуру главной академии. Но на 70 процентов она уже готова, — начал рассказ ван Стее, когда мы приходим в манеж, где голландец внимательно наблюдает за тренировкой юношей. — У нас есть 4 полноразмерных искусственных поля с освещением, одно из которых с подогревом. Рядом еще три искусственных покрытия уменьшенных размеров. Ну и уже практически готово наше основное поле с натуральным газоном. Когда станет тепло, мы начнем его использовать для тренировок и матчей.

— А что еще не закончено?
— Пока не построен интернат для иногородних детей, и, как вы заметили, продолжаются работы в главном здании. Там разместятся офисные помещения, медицинский блок с тренажерным залом, останутся и два зала для тренировок.

— Затевая там изменения, брали за основу инфраструктуру академий каких-то европейских клубов?
— По большому счету — нет. Я исходил из того, чтобы все было удобно именно для футбола. Планируется, что в 2014 году, когда должен быть построен интернат, наша академия примет окончательный вид.

Наши ребята уже превосходят европейских

— Какие достижения за последний год считаете особенно важными?
— Одно выделить невозможно. Во-первых, у нас открылось еще несколько филиалов, в частности, в Ленинградской области. Что еще больше увеличило возможности для детей заниматься футболом. Мы очень рады, что во многих районах Петербурга мальчишки могут прийти попробовать себя в наших филиалах, где регулярно проходят дни открытых дверей. Еще мы заключили партнерское соглашение о сотрудничестве со школами «Локомотив» и «Коломяги». Особо отмечу, что наши команды порадовали результатами на престижных международных турнирах с очень сильными составами участников.

— Но вы ведь неоднократно подчеркивали, что в подготовке юных футболистов результат не должен стоять на первом месте...
— Говоря о нем, я не имею в виду счет матчей и итоговое место команды в турнире, хотя и они оказались достаточно позитивными. Но главное, что наши ребята порадовали именно футбольными качествами, в которых не только ни в чем не уступали сверстникам из других стран, но и в чем-то даже превосходили их.

— Какие качества вы имеете в виду?
— Все в комплексе — и технику с тактикой, и физические кондиции, и психологическую устойчивость. И все-таки особо отмечу технику, так как именно она на 60–70 процентов позволяет играть в футбол на хорошем уровне. Этому мы уделяем основное внимание.

— Значит, не согласны с тренерами, которые основой футбола считают физическую подготовку?
— Это нонсенс. Абсолютный нонсенс. Я считаю именно так.

Кричать на детей запрещают правила академии

— Вы отметили, что заключили договор о сотрудничестве с двумя школами. В чем разница в этом сотрудничестве и контроле со стороны главной академии по сравнению с вашими филиалами?
— По большому счету она лишь в том, что в филиалах занимаются дети возрастов от U6 до U12, а в тех же «Локомотиве» и «Коломягах» есть и более старшие. В остальном же у нас требования так же высоки, как и к нашим филиалам. Для того чтобы стать партнером академии, школа должна иметь необходимую инфраструктуру — поле стандартного размера, удобные раздевалки. Также мы участвуем в подборе тренеров, проводим собеседования, знакомим их с нашей программой и, конечно же, постоянно посещаем тренировки и матчи этих школ. Иногда привлекаем оттуда к занятиям в академии лучших ребят, которые в чемпионате города все равно продолжают выступать за свои команды.

— Тренеры школ-партнеров ездят на стажировки в европейские академии?
— Да, как раз недавно тренеры «Коломяг» вместе с наставниками зенитовской академии были в академии «Баварии» и после приезда подготовили специальный доклад о поездке для своих коллег.

— Примерно год назад вы говорили, что со временем хотели бы прийти к тому, чтобы условия в филиалах ничем не отличались от тех, что в основной академии. А в чем разница сейчас?
— Как я отмечал, в филиалах занимаются дети от 6 до 12 лет, в главной же — от 8 до 18. Также здесь больше тренеров вовлечено в тренировочный процесс, тогда как в филиалах в нем участвуют один-два тренера. Что же касается условий, так же как и наших требований, то они одинаковы как к сотрудникам главной академии, так и к их коллегам из филиалов и школ-партнеров. Вообще можно привести такой пример: представьте большой супермаркет и его представительства — мини-маркеты. То есть качество и требования те же самые, отличаются лишь масштабы.

— Производится ли ротация игроков и тренеров между академией и филиалами?
— Да. За последний год три наставника филиалов перешли работать в главную академию. Что же касается детей, то за ними постоянно наблюдает селекционная служба, возможность перехода кого-то в главную академию обсуждается на тренер­ском совете. Но окончательно решение о зачислении ребят сюда принимаю все-таки я. Кстати, возвращаясь к нашим достижениям за последнее время, отдельно отмечу прекрасную работу Дмитрия Васильева. Он моя правая рука в составлении программы тренировочного процесса.

— Большой проблемой вы называли привычку многих российских тренеров кричать на детей. В этом вопросе удалось добиться прогресса?
— Что интересно, когда спрашиваешь таких тренеров, зачем они так поступают, те не могут четко объяснить. Говорят лишь, что привыкли, потому что так было всегда, на них тоже кричали. Что же касается академии, то у нас правила поведения запрещают использовать ненормативную лексику и ругательства в адрес детей, без причины повышать голос. Другое дело, что иногда это может быть вызвано лишь желанием подсказать. Ребенок должен получать радость от занятий футболом. А если на него кричат в школе, кричат на тренировках с матчами, да еще и дома, то он превращается в зомби, который боится совершить ошибку и вряд ли может получать полное удовольствие от футбола.

Поведение директора СДЮШОР «Зенит» могу объяснить только эмоциями

— Не могу вас не спросить о конфронтации со СДЮШОР «Зенит».
— (Услышав название этой школы, Хенк заметно оживился.) Сразу отмечу, что у меня никаких проблем с этой школой нет. За время работы в Петербурге у меня уже состоялось больше 20 встреч с ее директором Евгением Шейниным. Но все разговоры о сотрудничестве так ни к чему и не привели.

— Почему?
— Он не объясняет причин. Я же считаю, что надо все-таки исходить из реалий. А на сегодня они таковы, что академия имеет более хорошие и широкие возможности для подготовки футболистов, чем отдельные школы. И в Колпине, где находится наш партнер «Ижорец-Инкон», и в тех же «Локомотиве» с «Коломягами» давно прекрасно поняли, что для обоюдной пользы и вообще для пользы детско-юношеского футбола Питера надо объединить усилия и сотрудничать.

— У вас есть объяснение, почему Шейнин не хочет с вами сотрудничать, а порой и вовсе, мягко говоря, скептически относится к вашей работе?
— У школы «Зенит» очень известное имя и большая история. Во-первых, они имеют одно название с главной командой города, там подготовили много классных футболистов, можно вспомнить, что и мальчишки из СДЮШОР «Зенит» тренировались на «Петровском». Очень долго школа Шейнина на равных конкурировала со «Сменой» в чемпионате города. Поэтому его амбиции понятны. И когда руководство футбольного клуба «Зенит» решило создать академию на базе «Смены», а не СДЮШОР «Зенит», наверное, ему это не понравилось. Я, кроме как эмоциями, ничем его поведение объяснить не могу.

— Не слишком ли простое объяснение?
— Приведу пример: я ему предлагал, чтобы их лучшие ребята в некоторых возрастах иногда тренировались с нашими командами. Подчеркивал, что польза от этого будет обоюдная. При этом играть в чемпионате города они бы все равно продолжили за СДЮШОР «Зенит». Но и здесь мы получили отказ. Причин Шейнин не назвал.

— Может быть, им не нужно сотрудничество с академией?
— Призываю все-таки исходить из реалий. Сейчас в академии гораздо более широкие возможности и уровень подготовки игроков выше, чем в СДЮШОР «Зенит». Я исхожу из интересов дела. Чтобы детско-юношеский футбол в Петербурге стал качественнее и команды мастеров могли ежегодно пополняться собст­венными воспитанниками.

Клубы в первом и втором дивизионе — благо для Питера

— Считаете, тренеры в академии более высокой квалификации, чем в СДЮШОР «Зенит»?
— Не буду оценивать квалификацию тренеров другой школы. Но скажу про самих юных футболистов: на мой взгляд, воспитанники академии играют в более качественный футбол, чем воспитанники СДЮШОР «Зенит».

— Кстати, вы знаете, что уже второй год в Петербурге есть футбольный клуб «Русь»?
— Нет, ничего о нем не слышал.

— Тем не менее этот клуб уже в ближайшем сезоне намерен бороться за путевку во второй дивизион, а в дальнейшем имеет и более амбициозные планы. Кроме того, организация дела и подход к тренировочному процессу там уже сейчас напоминают профессиональный клуб. И один из руководителей ФК «Русь» высказывал желание сотрудничать с академией, в частности, говорил о готовности пригласить к себе ваших выпускников, которые сразу не заинтересуют «основу» или молодежный состав «Зенита».
— Я поддерживаю эту инициативу. Если руководители ФК «Русь» хотят с нами сотрудничать, то я готов обсудить этот вопрос. Вообще считаю, чем больше будет в Петербурге команд первого и второго дивизионов, тем лучше будет для футбола города и местных воспитанников. И еще. Прошу вас обязательно об этом написать: знаю, что обо мне и моей работе распространяют очень много слухов. Но те, кто этим занимается и с энтузиазмом такие слухи подхватывает, просто не знают, почему я принимаю определенные решения. Хочу, чтобы все знали: любое мое решение имеет причины. Я приглашен сюда руководством футбольного клуба «Зенит» для того, чтобы вывести детско-юношеский футбол Санкт-Петербурга на более высокий уровень, чтобы в будущем «Зенит» имел возможность ежегодно пополняться своими воспитанниками, отвечающими самым высоким требованиям. И я знаю, как это сделать.

img
img