12:08, 19 июня 2011 года
12:08, 19 июня 2011 года

Юрий Федотов: «Руководство ГУВД в Нижнем Новгороде даже не знает регламента»

Руководитель службы безопасности «Зенита» до и во время матча с «Волгой» пытался найти общий язык с нижегородским ГУВД, а в итоге стал свидетелем побоища болельщиков и полиции. В интервью официальному сайту клуба Юрий Федотов рассказал о том, что было сделано, чтобы избежать потасовок, и определил степень непрофессионализма приволжских силовиков как удивительную.

— Выезд в Нижний Новгород исторически считается не самым простым для больших клубов. Как готовился к поездке «Зенит»?
— Да, мы приехали в Нижний Новгород впервые после долгого перерыва. Разумеется, готовились внимательно — мы прекрасно знали и о репутации города, и о том, что наших болельщиков будет очень много. Впервые в нашей практике фан-клуб организовал специальный чартерный поезд, а всего, по нашим оценкам, «Зенит» поддерживало не менее четырех тысяч человек. Разумеется, все ехали в Новгород с двумя целями — посмотреть красивый город и красивый футбол, поэтому готовились и мы, и болельщики. Они, например, взялись за обеспечение безопасности в поезде, а мы провели консультации с местным ГУВД. Хотелось организовать хороший прием и избежать конфликтов. Не могу сказать, что диалог складывался плохо, — мы обсудили проблемы и встретили понимание со стороны представителей сил правопорядка.

— Очевидно, проблемы начались уже на месте?
— На стадионе. В городе эксцессов не было, полиция давала адекватную оценку происходящему. А вот на «Локомотиве» правоохранительные органы показали себя абсолютно неграмотно. Все началось уже на входе: безобразно был организован досмотр — люди просто не знали, что и зачем они делают. На предматчевом совещании мы договорились, что наши болельщики в начале игры организуют перформанс с флагами, но перед началом игры выяснилось, что флаги проносить на сектор запретили. Мы обратились к делегату матча, в РФПЛ, однако договориться с руководством ГУВД оказалось невозможно. Элементарные вопросы, которые в любом другом городе решились бы за 5 минут, у них вызывали противодействие и изжогу. Сложилось такое впечатление, что они боролись не с правонарушителями, а с болельщиками в целом. Но к людям нельзя относиться как к свиньям! А в Нижнем Новгороде нашим болельщикам было продемонстрировано просто свинское отношение.

— Уже в первом тайме показалось, что полиция готова в любой момент ворваться на зенитовский сектор.
— Да, перед виражом по непонятным причинам довольно быстро оказались три кордона ОМОНа, хотя существует прямое указание РФПЛ, говорящее, что отряды особого назначения — это абсолютно крайняя, экстренная мера! Затем, когда стало очевидно, что рядом с огороженным фанатским сектором образовался еще один — на нем сидело не менее двух тысяч болельщиков «Зенита», — мы предложили объединить их. Полиция встретила наше предложение в штыки и поступила по-своему: сформировала между секторами тамбур из пустых кресел. В итоге, когда болельщики все-таки попытались собраться вместе, была применена сила — без единой попытки договориться в ход пошли дубинки и электрошоки.

— Болельщики при этом вели себя корректно?
— Разумеется, мы не хотим никого оправдывать — какой-то негатив, правонарушения есть везде: например, кто-то может применить пиротехнику. Но для таких случаев РФПЛ лицензирует стадионы, которые должны быть оборудованы видеонаблюдением, фиксирующим нарушения. После игры правонарушитель легко вычисляется. Однако у ГУВД была своя логика — мы с удивлением слушали слова руководителя штаба правопорядка о том, что он собирается задерживать абсолютно всех! Не только тех, кто зажигал файеры, но и тех, кто просто стоял рядом. Такие заявления не только не красят офицера, они и нас откидывают куда-то обратно в 30-е, когда нужно было быстро искать козлов отпущения.

— В первом тайме к сектору зенитовских болельщиков подъехал пожарный автомобиль. Зачем?
— Как это можно назвать? Только глупостью. Машина действительно выехала — то ли это были угрозы, то ли устрашение, то ли еще что-то. Мы оперативно проинформировали инспектора матча о случившемся, и проблема была устранена.

— Тем не менее стычки все равно возникли, но уже после матча.
— Да, причем после игры произошел, на мой взгляд, совершенно вопиющий случай, примеров которому, кажется, нет. Когда наши игроки отправились поблагодарить болельщиков за поддержку, один из футболистов получил удар электрошоком. Это не лезет ни в какие ворота! На матче вообще не может применяться никаких спецсредств и оружия, а мы реально видели, как сотрудники полиции использовали шокеры. Выход со стадиона тоже был организован отвратительно. Предполагалось, что все поклонники «Зенита» смогут успеть на поезд, который отправлялся через два часа после окончания игры — всем же хотелось домой. А тут прямо у нас на глазах был избит один из лидеров официального фан-клуба «Зенита», известный в городе человек, депутат, который в Петербурге реально делает все, чтобы упростить жизнь полиции и болельщикам. В Нижнем же его просто залупили дубинками, добавили электрошоком и протащили по земле. Что это могло вызвать? Только очередное столкновение.

— Что в такой ситуации могла сделать служба безопасности?
— Оценив все очевидные минусы ситуации, мы тем не менее попытались наладить с правоохранительными органами взаимодействие, чтобы избежать беспорядков. В результате «Зенит» был обвинен во всех смертных грехах — якобы в городе использовалась пиротехника, были зафиксированы административные нарушения, а клуб не занимается работой с болельщиками. Так что контакта не получилось. Мы были вынуждены подключить делегата матча, но наши совместные попытки исправить положение были проигнорированы — нас, что называется, послали заняться чем-нибудь другим. Руководитель штаба правопорядка заявил, что у него есть более важные дела. С нашей же точки зрения, более значимых вопросов на футболе просто не может быть: безопасность и комфорт болельщиков на стадионе — это самое главное.

— Что собирается предпринять клуб теперь?
— Я бы хотел, чтобы на Нижний Новгород обратили внимание в РФПЛ и РФС. Субботние события с «Зенитом» — не первый инцидент, то же самое здесь происходило и с «Динамо», а впереди у «Волги» матчи с ЦСКА и «Спартаком». Мы хотим, во-первых, получить объективную оценку деятельности сил правопорядка, а во-вторых, расследование и установление правомерности действий сотрудников органов на стадионе и решения руководства нижегородского ГУВД. Проблема в том, что учиться работать с болельщиками должны не только футбольные клубы. Ситуация в Нижнем удивительная: руководство ГУВД даже не знает регламент — они не в курсе, что можно проносить на стадион и что такое атрибутика. Решения нужны кардинальные. Есть отработанные схемы — то, что мы делаем в Петербурге. На стадионе должны быть стюарды, ЧОПы и минимум полицейских. Иначе повторение таких ситуаций, к сожалению, вполне возможно.

img
img