15:11, 11 февраля 2010 года
15:11, 11 февраля 2010 года

Альберто Бартали: «Да» «Зениту» и Спаллетти сказал сразу»

Тренер по физической подготовке команды Альберто Бартали во время тренировок работает с футболистами без мяча и дает подопечным серьезные нагрузки – представляем новобранца тренерского штаба «Зенита»-2010.

– Расскажите о себе и о том, как вы пришли в спорт.
– Карьеру футболиста я начал в родном городе Понтадера, что в провинции Тоскана. Однако завершилась она довольно быстро – уже в 20 лет. Сейчас мне 42 года.

– Почему закончили играть в столь юном по футбольным меркам возрасте?
– Я понял, что выдающимся игроком мне не стать. Однако уже в то время я был студентом и изучал такой предмет, как «физподготовка спортсменов», в том числе и футболистов. Более того, факт учебы в университете позволял мне работать по профилю с молодежью. В результате стал без отрыва от учебы трудиться в команде нашего города, которая выступала в четвертом дивизионе – самой низшей из профессиональных лиг в Италии. А через два года к нам пришел совсем молодой специалист, у которого было немного опыта, и наша команда была для него первой в качестве главного тренера. Звали этого человека Марчелло Липпи. После чего мы стали работать вместе. Это были прекрасные времена. Кстати, с Липпи мы до сих пор друзья и довольно часто созваниваемся, узнаем, как друг у друга дела. Работа с таким специалистом стала для меня очень полезным опытом. Наше знакомство состоялось в 1985 году, и тогда никто еще, конечно же, не знал, что он станет великим тренером и выиграет чемпионат мира. Сейчас я работаю с Лучано Спаллетти. Это тоже очень значимая фигура. Нет сомнений, что Липпи и Спаллетти – это тренеры топ-уровня.

– Вы впервые вошли в тренерский штаб Спаллетти?
– Да.

– Тогда расскажите, пожалуйста, как произошло ваше знакомство с Лучано Спаллетти и как он пригласил вас в «Зенит».
– О том, почему он меня пригласил в Петербург, лучше, конечно, спросить у самого Лучано, ведь это он выбрал меня. При этом я покинул свою прежнюю работу, поскольку знал, что «Зенит» – один из крупнейших клубов в Европе, с очень большими амбициями и потенциалом. Что касается знакомства с Лучано, то мы знали друг друга достаточно давно и тесно общались, в том числе и как соперники. При этом после матчей всегда обменивались рукопожатиями. А потом в какой-то момент он мне просто позвонил и предложил поехать вместе с ним в «Зенит».

– Предложение приняли сразу или какое-то время над ним раздумывали?
– В таких случаях долго думаешь, только если собираешься сказать «нет». Когда мне позвонил Лучано, я уже знал, что разговор пойдет о «Зените». Так что я сразу сказал «да», в какой-то степени сыграв на опережение. Ведь подробностей в тот момент еще не знал.

– Как и все тренеры, вы наверняка постоянно совершенствуетесь и используете чей-то опыт, соответствующую литературу. А какие-то упражнения по физподготовке сами придумываете?
– Мне кажется, что ни я, ни все мы ничего особенного не придумываем и не делаем чего-то сверхъестественного. Но с учетом того, какие замечательные у нас условия для работы, мы можем варьировать упражнения – скажем, с мячом и без мяча. Но ничего из ряда вон выходящего, повторюсь, мы не делаем. Идет нормальная будничная работа.

– Для российского клуба, в частности «Зенита», внешне она все же достаточно необычна. Трудно, например, припомнить, когда команда в последний раз проводила в ходе сбора тренировку... в бассейне.
– Для меня в свою очередь особенным и необычным является то, как нас приняли в «Зените» – с какой открытостью и доступностью. Нам стараются помочь все члены клуба – от руководства до массажистов. Так что мы работаем все вместе. Причем огромную поддержку нам оказывает медицинский штаб, и это стоит отметить особо, ведь для меня лично это очень важно. Так что я просто потрясен тем, как организована работа в этом клубе. Нам же остается выполнять свои функции.

– И все же – что можно сказать по поводу упражнений, которые вы даете футболистам?
– Сам я никаких упражнений не придумываю. И вообще считаю, что самый главный человек в команде – это главный тренер. И то, что Лучано Спаллетти пришел сюда, – большая удача для клуба. Ведь найти второго такого наставника, который мог бы так делать свою работу, так налаживать контракт с командой и сo всем персоналом, – довольно сложно. Даже несмотря на языковые барьеры. Он – действительно особенный человек и очень сильный специалист.

– В какой-то степени вам достается не самый благодарный участок работы – под вашим руководством футболисты получают сейчас на сборах весьма приличные нагрузки. Сложно быть в этом смысле строгим?
– Я не чувствую себя строгим тренером. В свою очередь могу сказать, что очень доволен нашими игроками, потому что они действительно замечательные футболисты – из той категории, что полностью отдаются работе. Я это вижу. Конечно, я вижу и то, что они устают, но тем не менее каждый день прошу их наилучшим образом делать свою работу. И замечаю при этом в их глазах отклик. Считаю для себя очень важным видеть в футболистах профессионалов, тем более что игроки «Зенита» таковыми являются. Причем большими профессионалами. Они выполняют все мои требования точно и четко, что облегчает и мою работу. Причем относится это буквально ко всем.

– Что будет входить в ваши обязанности по ходу регулярного сезона?
– Моя первая задача – это организация тренировок без мяча. Целей у этих занятий несколько. Одна из них – предотвращение возможных травм. Вторая – работа над тем, чтобы мышцы правильно функционировали и в какой-то степени чтобы они наращивались. И третий компонент – это выносливость. Все три аспекта очень важны. Но окончательное решение по всем, в том числе и этим, вопросам принимает Лучано Спаллетти. Он задает общее направление, а я подстраиваюсь под эту линию. При этом мы все обсуждаем с тренерским штабом коллегиально. Хотя окончательное слово, повторюсь, за главным тренером, после чего мы понимаем, в каком направлении двигаться – по тем трем компонентам, которые я назвал выше.

– Вопрос, ставший в последнее время традиционным для всех новых членов тренерского штаба: что можете рассказать о своей семье и собираетесь ли вы привезти ее в Санкт-Петербург?
– У меня прекрасная семья, и за это я благодарен моей жене. У нас трое детей. Лоренцо, который родился в 1996 году, играет в футбол. Мартина появилась на свет в 1998-м и занимается волейболом. А маленькая Кьяра, которой в 2010-м исполнится четыре года, пока только наводит дома беспорядок (улыбается). Но всю нашу семью держит, если так можно выразиться, моя жена Симона. Однако в Петербург она будет, вероятно, приезжать лишь временами. Ведь организовать полный переезд для такой большой семьи, как наша, непросто. Впрочем, у нас так было всегда – я куда-то уезжал работать, а мои домочадцы ждали меня дома...

img
img