14:39, 07 сентября 2016 года
14:39, 07 сентября 2016 года

Артем Фоменко: «Хотим, чтобы Академия „Зенита“ была одной из лучших в Европе»

Директор департамента по развитию молодежного футбола в «Зените» в интервью spb.sovsport.ru рассказал о выстроенной в клубе пирамиде подготовки игроков, роли филиалов школы и инвестициях, направленных на то, чтобы Академия входила в число лучших в России и Европе.

— «Зенит» в подготовку молодых футболистов вкладывает серьезные средства — для того, чтобы Академия была одной из лучших в России и Европе. Мы активно инвестируем в реконструкцию инфраструктуры, в тренерские кадры — их развитие, стажировки, повышение квалификации. А еще участие в турнирах: в России, за рубежом, плюс организация собственных турниров. Смысл этих вложений — подготовка игроков, способных в будущем играть в основном составе «Зенита».

— Академия «Зенита» охватывает не только Петербург и Ленобласть: филиал есть, например, в Башкортостане. Какие регионы вас еще интересуют?
— Мы все-таки сосредоточены на Петербурге и Ленинградской области. Поскольку непосредственный набор в Академию мы не проводим, наши филиалы в Петербурге — это фактически первая ступень отбора и подготовки игрока. Планов всероссийской экспансии у нас нет, фокус на Петербурге — потому что таким образом мы можем контролировать процесс, выстраивать правильную пирамиду подготовки по единым стандартам. Другие регионы держат под контролем селекционеры.

— А в чем заключаются эти единые стандарты?
— Главное в нашем подходе — формирование игрока, развитие его личных качеств, а не достижение спортивных результатов детских команд. У детей — акцент на энтузиазм, на любовь к футболу и умение работать с мячом. План тренировок построен как раз вокруг этого. Также есть единые требования к тренерам, к тем подходам, которые они используют в обучении. Мы передаем наши методики подготовки и контролируем, как они применяются во всех филиалах. Таким образом, игроки из любого филиала, переходя в команду Академии, уже будут обладать необходимым набором базовых навыков, будут понимать, чего от них требует тренер, будут знакомы с определенным набором упражнений. В старших возрастах все команды Академии играют по одной тактической схеме — это задает определенный стандарт подготовки игроков по амплуа.

— При отборе совсем юных в «Зените» обращают внимание как раз не на умения, которые уже есть, а на желание научиться?
— Да, важно в первую очередь желание и природные задатки: тренеры будут смотреть на энтузиазм и подвижность новичка, его координированность. Если стремление есть — мы научим. Дети начнут тренироваться в филиалах, участвовать в турнирах на полях Академии. После первого года занятий мы будем проводить отбор и приглашать лучших в группы, занимающиеся в Академии. Наш набор в филиалы начался 5 сентября.

— Уже при вас в клубе сменился главный тренер основной команды «Зенита». Это влияет на вашу работу?
— Это все же достаточно далеко от нас, непосредственно на нашу работу не влияет, хотя несколько игроков и «Зенита»-2, и «Зенита»-м вызывались на тренировки с основой. Мы на главную команду ориентируемся, прививаем игрокам Академии навыки активного, атакующего футбола. Дальше в «Зените»-м и «Зените»-2 они проходят проверку на более высоком уровне. В нашей пирамиде конкретная задача — довести футболиста до уровня ФНЛ, который приближается к Премьер-лиге.
В России так сложилось, что футбольную школу оканчивают параллельно с общеобразовательной, а в 17–18 лет игрок очень редко бывает готов к профессиональному футболу. Идеально, если до 19 лет игрок совершенствуется в молодежной команде, а потом переходит в «Зенит»-2. В «Зените»-2 он должен проявить свой потенциал на профессиональном уровне. А там, благодаря сквозной заявке, у футболиста есть шанс быть вызванным на матч основной команды.

— Вы сказали «так сложилось» о параллельном окончании обучения. Считаете, эффективнее было бы по-другому?
— В Европе команды U-19 обычно еще входят в структуры академий, и я считаю, что это удачное решение. Все-таки разрыв в требованиях между юношеским футболом и профессиональным очень велик. В 18–19 лет футболисту необходимо продолжать целенаправленное развитие, особенно в физическом плане с учетом возрастных особенностей, нужно продолжать обучение техническим и тактическим навыкам. Это эффективнее осуществлять в рамках единой системы подготовки.

— Опыт работы гендиректором в клубе Премьер-лиги подсказывает вам то же самое?
— И мой опыт, и вся отраслевая практика тоже. Клубы с высокими задачами не рискуют ставить в основной состав молодых — и это естественно. Тренер не может рисковать, а молодому игроку нужно время значительной игровой практики, и в этот период велик риск нестабильной игры.

— Ваша «Томь» была скорее той командой, где молодым доверяли.
— Да я бы не сказал так. Игроки были в заявке, но редко появлялись на поле. У команды все время стояли спортивные задачи, а это предъявляло определенные требования к тренерам и игрокам. Вопрос также в том, кого именно считать «молодым». Для меня с точки зрения работы в Академии «Зенита» — это 18–19-летний футболист, у которого есть потенциал для профессионального футбола. Если в таком возрасте он получает шанс в ФНЛ — для нас это большая удача. В «Зените»-2 в этом сезоне дебютировал, например, Леон Мусаев 1999 года рождения — отличный пример.

— А если футболист заиграл, но не за «Зенит» или «Зенит»-2, а в другой команде Премьер-лиги, ФНЛ — это успех вашей работы?
— Считаю, если игрок нашел себя в профессиональном футболе, в ФНЛ — это уже определенный успех работы Академии. Конечно, все в Академии «Зенита» хотят играть за главную команду «Зенита», но попасть туда сразу очень трудно. «Зенит» ставит очень высокую планку, многое зависит от самого игрока, от его характера и упорства, способности проявить себя перед тренерским штабом.

— Вы стремитесь к тому, чтобы в Академии работало как можно больше бывших футболистов «Зенита»?
— Их довольно много среди наших тренеров: Дмитрий Радченко, Константин Коноплев, Алексей Катульский, Евгений Тарасов, Евгений Зезин, Андрей Почепцов, Иван Кирсанов были в свое время игроками «Зенита», а теперь передают свой опыт подрастающим футболистам. В тренерских штабах «Зенита»-м и «Зенита»-2 также есть бывшие игроки «Зенита» — Владислав Радимов, Дмитрий Давыдов, Юрий Окрошидзе. Передача опыта и духа «Зенита» действительно очень важна, и мы рады, что в нашей системе подготовки продолжают работать тренерами те, кто раньше выходил на поле в цветах «Зенита». Но это не значит, что только таких людей мы берем в тренеры или что это обязательное условие. Профессия детского футбольного тренера, хотя часто бывает недооценена, на самом деле очень сложная и требовательная к знаниям, навыкам и личностным качествам.
img
img