11:00, 16 января 2009 года
11:00, 16 января 2009 года

Николай Воробьев: "Слухи были, есть и останутся"


Cегодня зенитовцы выходят из отпуска. Николай Воробьев начнет шестой сезон в тренерском штабе питерской команды в ранге заслуженного тренера России. Именно с поздравлений «Спорта» началась наша беседа с Николаем Васильевичем.

Сегодня зенитовцы выходят из отпуска. Николай Воробьев начнет шестой сезон в тренерском штабе питерской команды в ранге заслуженного тренера России. Именно с поздравлений «Спорта» началась наша беседа с Николаем Васильевичем.

«Заслуженного» могли присвоить еще десять лет назад

— Приказ министра спорта Виталия Мутко о присвоении вам звания «заслуженного» явился сюрпризом, своего рода новогодним подарком? — Во-первых, спасибо за поздравления. Во-вторых, сюрпризом эта новость для меня не стала. Мы знали, что тренерский штаб «Зенита» будет представлен к этому званию, существует все-таки регламент. Кстати, то же самое произошло с тренерами ЦСКА в 2005-м, когда армейцы завоевали Кубок УЕФА. В принципе, еще десять лет назад вопрос о присвоении мне звания «заслуженный тренер России» обсуждался в РФС. Однако руководители отказали с мотивировкой, что никто из моих воспитанников не добивался побед на международной арене. — Значит, для вас это значимый момент в карьере? — Скажем так: это своеобразное подведение итогов моей работы в футболе. И не только за победу в Кубке УЕФА и Суперкубке Европы, но и за работу с «Зенитом-2», с юношескими командами. Накопился большой опыт. — Больше двух лет вы работаете в штабе Дика Адвоката. За этот период ваш взгляд на футбол изменился? — Футбол развивается, он не стоит на месте — это аксиома. Естественно, меняются и какие-то взгляды, убеждения. Работая с Адвокатом, прежде всего я увидел и прочувствовал такое явление, как рост и прогресс команды. И, конечно же, существуют различия в тренировочном процессе, во внутрикомандных отношениях. Все-таки наша российская, а в прежние времена советская, система от европейской отличается. Все это увидеть и осознать было безумно интересно.

С 2004-го в «Зените» осталось всего пять человек

— Как отдохнули после тяжелого сезона? — Отлично! Слетали вместе с семьей в Париж. Посмотрели город, побывали на экскурсиях. Одним словом, получили массу положительных эмоций. — Пока вы гуляли по Парижу, электронные и печатные СМИ только и пестрели заголовками о трансферах ваших подопечных. Аршавин, Тимощук, Погребняк… Вообще тренеры каким-то образом реагируют на подобные публикации? — Мы уже не один год в футболе. Понимаем, что слухи были, есть и останутся в будущем. Особенно в период межсезонья. Обидно, что порой информация бывает явно надуманная, а зачастую носит заказной характер. Профессионалы на это внимания не обращают. — С кем-то из футболистов во время отпуска общались? — Отпуск есть отпуск. Мы должны были отдохнуть друг от друга, в том числе и психологически. Поэтому встретимся уже на базе в Удельной. Надеемся, что сезон нам предстоит насыщенный, вплоть до декабря. — Но вам-то — тренеру «Зенита» — хотелось, чтобы команда шагнула в новый сезон в прежнем составе? — Это сложный вопрос. Жизнь никогда не стоит на месте. Любые изменения в составе — естественный процесс. Никуда от этого не деться. Ротация идет на пользу команде. Появляются новые игроки, с большими амбициями, возникает конкуренция. Приведу вам такой пример. В 2004 году, когда я пришел работать в тренерский штаб «Зенита», мы взяли на сбор 33 футболиста. Сейчас, в 2009-м, из той команды осталось только пять человек. Но, согласитесь, команда не стала от этого хуже, а совсем наоборот. — Уже известно, медобследование зенитовцы будут проходить централизованно или в индивидуальном порядке? — Нашим медицинским штабом команда разбита на три группы. В течение трех дней каждая из них пройдет углубленное медицинское обследование, после чего 19 января мы отправимся на первый сбор в Эмираты. — Первым испытанием для «Зенита» станут матчи 1/16 финала Кубка УЕФА. Немецкий «Штутгарт» занимает сейчас 10-е место в бундеслиге. Этот факт может настраивать болельщиков на оптимистический лад? — Ни в коем случае! На мой взгляд, «Штутгарт» занимает не свое место. Какой-то отрезок команда прошла неудачно, что привело к смене тренера. Однако с появлением Маркуса Баббеля наш соперник пополнил свой очковый багаж. Такую команду нельзя недооценивать. — Кого-то выделите персонально? — Не открою Америки, если назову опытнейшего вратаря Леманна. Отмечу еще мощного форварда Марио Гомеса. Не забывайте, что сезон в бундеслиге продолжится уже в конце января, а для нас матчи со «Штутгартом» станут первыми в сезоне.

За прошлые заслуги в команду не пригласят

— Признайтесь, что после жеребьевки вспомнили матчи «Зенита» со «Штутгартом» двадцатилетней давности, в которых вы принимали участие еще в качестве защитника питерской команды... — Если честно, не самые приятные воспоминания. Поэтому не часто возвращаюсь к этим матчам. Помню, что в Ленинграде получилась равная игра, мы пропустили в самом конце матча. А что было в Штутгарте — и вспоминать-то особо не хочется («Зенит» тогда проиграл 0:5. — «Спорт»). — Осенью этого года исполняется 25 лет победе «Зенита» в чемпионате СССР. Не кажется ли вам, как непосредственному участнику тех событий, что тот успех уже мало кто помнит? Особенно в связи с громкими успехами современного «Зенита» в Европе. — Не согласен с вами. Сколько я ни общаюсь с людьми среднего и старшего поколения, все помнят ту команду, вспоминают с благодарностью игроков. В памяти питер­ского болельщика, уверен, «Зенит-84» остался. — Вы встречаетесь с футболистами той команды? И нет ли у ваших бывших одноклубников чувства зависти? Теоретически каждый мог бы оказаться в тренерском штабе современного «Зенита»… — Это взрослые, умные люди, которые понимают, что в команду приглашают не за прошлые заслуги. Конечно, у многих есть желание поработать в «Зените». Слава богу, на наши отношения этот момент никак не повлиял. Единственное, времени у нас с Михаилом Бирюковым совсем мало. Хотя при любой возможности стараемся принимать участие в каких-то ветеран­ских матчах или турнирах.
img
img