23:16, 25 июня 2015 года
23:16, 25 июня 2015 года

Владислав Радимов: «Уровень второй лиги мы переросли, ребятам нужен новый вызов»

На этой неделе стало известно, что «Зенит»-2 в этом сезоне будет играть в ФНЛ. В студию «Радио Зенит» пришел старший тренер команды Владислав Радимов и рассказал о новых вызовах, приключениях и детях, которые удивляют.

— Пока играли, вы были Радим, когда начали тренировать, превратились во Владислава Радимова, а теперь, наверное, правильно называть вас Владислав Николаевич?
— Да можно просто Николаевич! Ха-ха!

— Главное событие этой недели — повышение «Зенита»-2 в классе. Команда примет участие в ФНЛ. Расскажите об этом.
— Изначально наша судьба зависела от московского «Торпедо». Они снялись с первенства, следовательно, мы не должны были участвовать в ФНЛ, однако исполком РФС решил, что будет полезно заявить «Зенит»-2.

— Когда мы беседовали в марте, вы говорили, что команда полна решимости опередить «Спартак»-2 и пробиться в ФНЛ по спортивному признаку. Получается, не вышло?
— Да, мы в личной встрече уступили красно-белым, не получилось их догнать. Однако мы сделали всё возможное. Те, кто посещал домашние матчи «Зенита»-2, подтвердят: команда выкладывалась по полной в каждом поединке. В том, что нас в итоге всё-таки включили в ФНЛ, я вижу большое количество плюсов для ребят. Уровень второй лиги они уже переросли, нужен был новый вызов, новые приключения. А ведь перелеты в Хабаровск или Владивосток (география ФНЛ очень обширна) — это действительно приключения. Уровень команд в ФНЛ, конечно, гораздо выше — наши ребята пройдут через это и станут сильнее, станут ближе к уровню Премьер-лиги, я в этом уверен.

(Вопрос слушателя.) Насколько получится мотивировать команду на выступление в ФНЛ с учетом того, что выйти в Премьер-лигу «Зенит»-2 не сможет?
— Это очень важный вопрос. Ни «Спартак»-2, ни «Зенит»-2 согласно регламенту выйти в Премьер-лигу не могут. Поэтому самая главная мотивация для нас — это произвести впечатление на Андре Виллаш-Боаша, чтобы постараться пробиться в главную команду. У каждого из ребят будет своя судьба — на кого-то могут обратить внимание и другие команды Премьер-лиги. А транзитом через эти клубы всегда можно вернуться в «Зенит». Поэтому мне кажется, что особо искать мотивацию не придется. Помню, когда мы в чемпионский год прилетели во Владивосток и сразу с трапа самолета отправились на стадион и выиграли, это было очень тяжело. Такие вызовы ждут нас в ФНЛ постоянно.

— Ох уж этот регламент, а так было бы здорово: дерби «Зенит» — «Зенит»-2 на «Петровском». Правда ли, что по правилам ФНЛ в команде может быть три легионера?
— Да, но, думаю, у нас их не будет. Дело в том, что заявка на сезон для «Зенита» и «Зенита»-2 общая.

— Вы пока точно не знаете, когда начинаете сезон, так?
— 29 июня будет собрание, должны наконец утвердить календарь. Во второй лиге, кстати, еще до сих пор не определено точное количество участников. Это, конечно, большая беда российского футбола. Организация, мягко говоря, не на высшем уровне. И в этом плане понятно, почему «Зенит»-2 приняли в ФНЛ. Наша команда, по крайней мере, точно доиграет сезон до конца, а многие другие могут и сняться с первенства. Как, например, было во второй лиге с «Сатурном». Инфраструктура есть, интерес болельщиков есть, однако команда просто не нашла денег.

(Вопрос слушателя.) Вернулся ли в клуб Евгений Марков?
— Да, у него контракт с «Зенитом», но он травмирован. Перенес операцию на плече. У меня было аналогичное повреждение — оно сильно мешает тренироваться. Марков начнет заниматься не раньше конца августа — сентября.

(Вопрос слушателя.) Кто покинул и кто может покинуть команду?
— Сейчас говорить о каких-то потерях рано. Уверен, что костяк команды останется. Все ребята, с которыми я работал в «Зените»-2, вызывают у меня огромное уважение, и уход любого футболиста был бы большой потерей.

(Вопрос слушателя.) Будет ли «Зенит»-2 играть в Кубке России?
— Нет, опять же, из-за общей заявки это невозможно.

— Я, признаюсь, пока не особо слежу за ФНЛ, какие там вообще команды играют?
— Там есть команды из Калининграда, Хабаровска, Владивостока, Томска, Иркутска. «Тосно», наконец.

— Точно, нас же теперь ожидает северо-западное дерби. Ждете этого матча?
— Конечно, но мы уже встречались с ними во второй лиге. Дерби будет, но не первое в истории.

— Последние матчи прошлого сезона «Зенит»-2 провел на главной арене «Петровского». Мне кажется, это довольно сильный ход по привлечению внимания к команде.
— Конечно, играть на основной арене — это совершенно другие эмоции. Ребята долго не могли привыкнуть к размерам поля, нащупать его границы. Я и сам давно не выходил на основную арену «Петровского» — после выступлений на Малой арене кажется, что поле совершенно другого размера. Хотя это не так. Метраж одинаковый, ощущение габаритов разное.

— Расскажите, в какой момент пришло понимание того, что вы хотите попробовать себя в роли тренера? Кажется, когда у вас и Александра Горшкова был прощальный матч, таких планов еще не было?
— Я довольно быстро понял, что работа начальника команды, это вот перекладывание бумажек, — не мое. Случился скандал с неправильной заявкой. Так вышло, что я начал работать с Анатолием Викторовичем Давыдовым в молодежной команде и сразу втянулся в тренерскую деятельность. Давыдов для меня как крестный отец. А главное, что мне искренне нравится тренировать.

— А первую тренировку помните?
— Нет, эти воспоминания как-то стерлись. Я от каждой тренировки получаю такие яркие эмоции, что первую уже забыл.

(Вопрос слушателя.) На каких голкиперов вы будете рассчитывать в ФНЛ?
— Эту тему мы с Андре Виллаш-Боашем еще не обсуждали, но предполагаю, что и Вячеслав Малафеев, и Михаил Кержаков могут получить игровое время в «Зените»-2. То есть те вратари, у кого будет меньше игровой практики, думаю, будут привлекаться к тренировкам и играм с нами.

— Давайте вспомним этот сезон. Он был длинным. Старт вышел не блестящим. Какие были задачи на сезон перед его началом?
— Главная задача была выступить лучше, чем в позапрошлом сезоне, когда мы стали десятыми. Старт вышел не самым удачным, потому что мы точно не знали, кто будет за нас играть. Мы начали играть на месяц раньше, чем основная команда, и всё это время нам не могли помочь важные футболисты, которые были на сборе с «Зенитом». Иногда даже заявка на матч не набиралась. Потери очков в такой ситуации были неизбежны, хотя мы старались как могли.

— А потом дела пошли в гору, так?
— Да, со временем стало заметно легче, командные взаимодействия наладились, и мы стали набирать очки.

— Основная команда играет по схеме 4-2-3-1, вы как-то обсуждаете тактическое единообразие основы и «Зенита»-2 с Андре Виллаш-Боашем?
— Нет, таких обсуждений нет. Но мы стремимся растить универсалов, разноплановых футболистов. Это вообще тенденция современного футбола. Нужно уметь играть как минимум на двух позициях.

— А как вы вообще объясняете ребятам установку на игру? Есть какая-то тактика, которую команда использует чаще?
— Это зависит в первую очередь от соперника. Но если выделять какое-то общее место, то, наверное, наша главная особенность — это высокий прессинг, быстрый переход из обороны в атаку. Философия игры «Зенита» — это нападение, обыгрыш один в один, быстрые передвижения футболистов.

— За ошибки ругаете футболистов?
— За технические — никогда. Если наш игрок пошел обыгрывать двоих, это было оправданно, но у него не получилось, никто никого ругать не будет.

— Существует мнение, а может быть, миф, что наши футболисты, как правило, не столько сильны физически, сколько быстры и техничны. Так ли это? Или гренадеры на Северо-Западе тоже встречаются?
— Доля правды в этих словах есть. Но важно и то, как развивать те или иные качества молодого футболиста. Посмотрите, например, на Маскерано. Он тоже не гренадер, однако весь центр поля может контролировать практически один. Как это развивается? Мы стараемся много внимания уделять игре один в один. Футболист, потерявший мяч, всегда должен первым вступать в отбор. Это закон. С такими требованиями все футболисты становятся со временем сильнее.

(Вопрос слушателя.) Расскажите про роль Константина Зырянова в вашей команде. Будет ли он помогать «Зениту»-2 на поле в ФНЛ?
— Скорее всего, Константин останется в команде. Роль Зырянова невозможно переоценить. Те моменты, которые я объясняю ребятам на тренировках, он показывает им на поле. Очень важно, что мы с Костей долго играли вместе, у нас одно видение футбола. Когда в команде есть такой футболист, как Зырянов, — это очень помогает.

— По поводу высокого прессинга: вы, наверное, много смотрите чемпионат Испании. У Гвардиолы заимствовали какие-то моменты?
— Я вообще, можно сказать, смотрю только Примеру. Я сам играл в Испании, этот футбол мне ближе. К тому же у кого еще учиться, если не у страны, которая доминирует в футболе последние годы? И мы учимся не только на игре «Барселоны», но и у других испанских команд.

— Высокий прессинг предполагает хорошую физическую готовность, как у вас с этим? Ведь вы имеете дело с молодыми футболистами, не у всех еще усы растут...
— Я сейчас собираюсь получать тренерскую лицензию Pro, буду делать доклад как раз про переход молодых ребят в мужской футбол. Хочу сказать, что зачастую ребята в 16–18 лет уже полностью готовы к нагрузкам. Организм уже практически сформирован. Я, например, в 16 лет дебютировал в Премьер-лиге, а в 18 — в сборной. Конечно, для некоторых ребят нагрузки дозированы, но, вообще, чем раньше они получат серьезные нагрузки, тем быстрее выйдут на профессиональный уровень. Единственное, в тренажерном зале нужно быть очень внимательным. Но у нас тренер по физической подготовке из Испании, его зовут Даниэль Пастор, и он отлично в этом разбирается и здорово помогает. Совершенно сумасшедший человек, кстати. 29 июня побежит марафон в Петербурге.

— То, что вы учитесь на категорию Рro, значит, что вы сможете тренировать в Премьер-лиге?
— Да, у нас там отличная компания: Черевченко из «Локомотива», Билялетдинов из «Рубина», Дима Хомуха из юношеской сборной. Все прилежно учатся. Утром садимся за парту, вечером встаем. Выполняем все задания.

— Хотел спросить про уровень второй лиги. Как там с условиями, как с судейством?
— Судейство очень достойное, это надо отметить. Ошибки были, но это были именно ошибки, которые происходят на любом уровне. Что касается условий, раздевалок, то здесь всё гораздо хуже. Например, стадион в Орехово-Зуево чуть ли не старейший в стране, он был построен в начале XX века, еще при царе, наверное. Естественно, там не всё в идеальном состоянии, мягко скажем.

— А как с полями во втором дивизионе?
— Поля, конечно, ужасные. Хорошо, что они вообще есть.

— Какие стадионы можете отметить как наиболее пригодные для игры?
— В Смоленске и Пскове относительно неплохие арены.

— Давыдов говаривал: «Ты ошибся, это не страшно, но ты должен догнать и исправить ошибку». У вас так же?
— Конечно, выключаться из борьбы нельзя. И ведь важно, что футбол не работа, это игра. А чтобы победить, нужно всегда биться до конца.

— Как молодые футболисты проводят досуг?
— Когда на сборы едем, в картишки, бывает, можем перекинуться, а так не знаю...

— Как дисциплинируете ребят? В 16 лет легко натворить глупостей, тем более сейчас для этого стало гораздо больше возможностей.
— Я сам в их возрасте много натворил. Иногда приходится говорить на повышенных тонах, но вообще у нас всё строится на доверии.

(Вопрос слушателя.) Общаетесь ли со своими тренерами из прошлого?
— Да, с Рубиным Марком Абрамовичем общался, он мне давал хорошие советы. Но чаще, конечно, вижу Костровского, Казачёнка, Давыдова. Анатолий Викторович ходит на матчи, у него иногда даже в перерыве игры могу что-то спросить.

— Как у вас строится взаимодействие с тренерским штабом основной команды?
— С Семаком я дружу, Симутенков сейчас возглавил «Зенит»-м, с Бирюковым у меня прекрасные отношения. Кроме того, я напрямую общаюсь с Андре Виллаш-Боашем, он ведь говорит по-испански. Мы разговариваем обо всех деталях, об игроках, о тренерском процессе. Но более детально наши диалоги я передавать не в праве.

— Чей опыт в тренировочном процессе вы считаете наиболее полезным? Ведь вы за карьеру успели поработать с огромным количеством наставников.
— У меня за эти годы уже сформировалось довольно четкое понимание футбола, которое я пытаюсь донести до ребят, в том числе при помощи игровых упражнений. Ловлю себя на мысли, что если бы я работал в Премьер-лиге, то некоторые упражнения пришлось бы убрать. Потому что на высоком уровне на первый план выступает тактика. А здесь мы тратим много времени на работу с мячом, стараемся, чтобы ребята учились принимать верные решения на поле. Со мной работали так же, от этого была большая польза. Часть упражнений берется и от Адвокаата, и от Спаллетти, и от тех тренеров, с которыми я работал в Испании.

— Какая у вас как у главного тренера задача на этот сезон в ФНЛ?
— Мы должны стать достойной командой, почувствовать высокий и серьезный уровень ФНЛ. Нужно создать команду, которая будет противостоять предложенным нагрузкам. При этом мы будем смотреть на турнирную таблицу и идти от игры к игре.

— Вы рассказывали, что у вас есть футболист, который спит с мячом.
— Да, есть такой паренек. Он приехал на сборы с мячом и спал с ним. Я считаю, это потрясающе. Для меня это было неожиданно.

— Дети вас удивляют?
— Моей дочери 18 лет, она меня спрашивает: ну как, тебе тяжело работать с парнями? Я ей отвечаю: ну а с тобой мне тяжело? Она вздыхает: ну всё понятно. (Смеется.) Иногда тяжело, но мне это безумно нравится. Я на каждую тренировку еду с огромным удовольствием независимо от того, выиграла команда накануне или проиграла.

— Помню, вы прикладывали титанические усилия по расширению горизонта ребят.
— Да, на сборы каждый в обязательном порядке берет с собой книгу, потому что писать слово самолет с двумя ошибками — это, мягко говоря, нехорошо. Сам я сейчас читаю книгу про Гвардиолу, притом уже третью по счету. Написано про периоды его работы в «Барселоне», «Баварии». Очень интересно!

— От себя порекомендую автобиографию Фергюсона. Не оторваться, как детектив. Хорошо. Теперь принципиальное противостояние со «Спартаком»-2 переместилось в ФНЛ.
— «Спартак» — «Зенит» на любом уровне — это всегда вывеска, это противостояние двух школ. Теперь в роли догоняющих — мы. Перед нами стоит задача реванша.

— Я краем уха слышал, что есть идея провести эти матчи на основных стадионах.
— С нашей стороны — точно. Федун, как я слышал, обещал «Спартаку»-2 две игры на «Открытие-Арене». Я предлагаю ему матч «Спартак»-2 — «Зенит»-2. Это будет отличной рекламой ФНЛ. Это можно будет показать по телевизору. Я играл в «Сарагосе», а сейчас эта команда боролась за выход в Примеру. Вы даже не представляете себе, что творилось на поле, на трибунах во время переходных матчей. Какой был накал борьбы! Это даже близко не сравнится с переходными матчами «Тосно» — «Ростов».

— Какого результата в новом сезоне вы, как болельщик, ждете от главного «Зенита»?
— Чемпионство даже не обсуждается, это само собой разумеется. Для такой команды в чемпионате просто нет другой цели. В Лиге чемпионов хочется выйти из группы и пройти минимум один раунд.

img
img