15:52, 26 июня 2019 года
15:52, 26 июня 2019 года

Андреа Сканавино: «Хорошее настроение — ключ к отменной физической готовности»

Тренер сине-бело-голубых по физической подготовке рассказал официальному сайту клуба об особенностях предсезонных сборов, связи футбола с наукой и работе со сборной Италии.

— Андреа, расскажите, как именно вы готовите команду к новому сезону.
— Прежде всего, мы проводим тесты по физподготовке, сравниваем полученные показатели с теми, что были у игроков во время предыдущих предсезонных сборов. А затем определяем, что нужно сделать для достижения нашей цели. Как и всегда, мы начинаем с беговых упражнений, а затем добавляем работу с мячом. Команда постепенно прогрессирует, и сейчас находится во вполне нормальном состоянии. Конечно, ситуация немного сложнее с игроками национальных сборных, например, с Барриосом, который выступает сейчас на Кубке Америки. 

— В чем заключается сложность?
— Прежде всего, они должны передохнуть. Ведь впереди их ждет долгий и сложный период до декабря, который будет полон игр. Необходимо, чтобы они подошли к нему в хорошем состоянии, и отпуск в этом плане должен помочь, придать игрокам больше мотивации для новых матчей. Как вы помните, «Зенит» выиграл золотые медали за три недели до конца сезона. Если сложить эти три недели с теми тремя, что прошли после его окончания, получится довольно длительный срок, за который физические кондиции футболистов несколько снизились. 

— После победы вы предложили игрокам облегченную версию тренировок?
— Игроки просто получили больше времени для отдыха. С февраля и до конца апреля мы работали в насыщенном режиме, проводя по два матча в неделю, так что у команды не было достаточно времени для восстановления сил. Как только мы выиграли чемпионат, то дали футболистам два-три дня на то, чтобы прийти в норму и провести время с семьей. Это вполне обычная ситуация; естественно, что физические кондиции немного понизились. Так делают и в «Ювентусе», и в «ПСЖ», и в других клубах, досрочно выигравших чемпионат. Ведь концентрация футболистов, их физические кондиции, интенсивность работы на тренировках снижаются. Не только физическое, но и ментальное состояние игроков меняется. Как телу, так и голове важен отдых. Так что как только цель на сезон достигнута, нужно дать игрокам расслабиться.

— Тренировочная программа повторяет план прошлогодних предсезонных сборов?
— Нет. Естественно, цель перед командой стоит все та же, однако меняется стратегия по ее достижению. Мы вносим коррективы в беговые упражнения, их продолжительность, добавляем работу с мячом, ищем баланс между упражнениями с мячом и без него. Каждые предсезонные сборы проходят по-разному. Ситуация разные, игроки разные. Задача — за как можно меньший период помочь футболистам набрать оптимальную форму. Однако невозможно готовить всех по одной и той же программе. В этом сезоне у нас будет достаточно времени на тренировочную работу, ведь до сентября мы будем проводить по одному матчу в неделю. Так что мы немного меняем стратегию по достижению оптимальной формы. Последние два года «Зенит» проводил очень много игр летом — имею ввиду квалификацию Лиги Европы УЕФА. Сейчас мы концентрируемся на улучшении качества нашей игры.

PZ_012092_00003_0h.jpg

— Главная цель — быть на пике формы к Лиге чемпионов? 
— Конечно, будет сложный период для нас, ведь поединки в Лиге чемпионов подобны топ-матчам в Российской Премьер-Лиге, таким как «Краснодар» — «Зенит», так что проводить такие встречи по 2-3 раза в неделю непросто, это будет очень насыщенный отрезок. Ведь также важно будет восстанавливать силы после таких игр. Нам нужно будет усиленно работать при подготовке к этим матчам, поскольку у нас не будет много времени на тренировки.

— Матч против «Краснодара» — лучшее, что вы видели в российском футболе?
— Пожалуй, да. С точки зрения эмоций это однозначно лучшая игра. Да и результат получился в нашу пользу! Конечно, это был драматичный поединок. Мы хорошо провели первую половину встречи, но сопернику удалось сравнять счет. Перейра тогда забил выдающийся мяч. Однако ребята смогли найти в себе мотивацию и вырвать победу в сложный момент. Это был очень эмоциональный момент для команды и для меня лично — за все то время, что я работаю в клубе. А болельщики увидели шикарный футбол в исполнении обоих соперников.

— Когда «Зенит» забивал в концовках матчей, а это случалось довольно часто, вам это было особенно приятно?
— Конечно, я был очень горд. Команда превосходно бежала даже в конце сезона, чувствовала себя хорошо, и наши результаты были тому подтверждением.

— В чем секрет такой отменной физической готовности?
— Прежде всего, хорошее настроение игроков — как тех, кто на поле, так и тех, кто остается в запасе, поскольку результаты складываются из совместной работы всех футболистов в течение недели. Я думаю, игроки осознают, насколько важна поддержка тех, кто выходил на поле реже. Это положительно сказывается на физических кондициях команды, особенно в концовке чемпионата. Так что я бы выделил работу тренерского штаба, всех сотрудников команды, а также настроение в раздевалке — эти компоненты самые важные.

— Вернемся к текущим предсезонным сборам. Некоторые футболисты сказали, что субботняя тренировка стала самой тяжелой в их жизни.
— Да, возможно, это действительно было так. Я сказал ребятам, что эта тренировка для них — генеральная репетиция матча с «Локомотивом» на Суперкубок России, который будет через две недели. Но сейчас мы будем немного сбавлять темп, чтобы футболисты оставались свежими, и сделаем больший акцент на работе с мячом.

— Вы, наверное, почувствовали с их сторону особенную ненависть?
— Ну да, но такая уж у меня работа (смеется). Я получаю удовольствие, когда по завершении такой тренировки состояние ребят улучшается. Каждый день мы проводим тесты и специальные упражнения, которую дают нам пищу для размышления. Так мы понимаем, как именно меняется форма того или иного футболиста.

***

— Согласны с утверждением, что в футболе стало очень много науки?
— Многие полагают, что цифры способны давать ответы. Конечно, научные данные позволяют тренерам больше понять о футболе, физиологии. Однако непосредственное общение с игроками, понимание того, что происходит у них в голове — это больше, чем просто наука и цифры. Это тоже важно, но мы должны прежде всего помнить о самом человеке, о психологии. Ведь каждый игрок уникален. Наука может дать какие-то общие ответы, но иногда тебе приходится иметь дело со случаями, которые выходят за рамки привычного, не вписываются в обычную формулу. Непросто анализировать работу футболистов высокого уровня.

В каждой стране — будь то Италия, Турция или Россия — показатели будут разными. Необходимо понимать культуру, традиции страны, где ты работаешь. Есть футболисты, с которыми я работаю уже третий год, и за это время многое изменилось — их уровень, форма и так далее. И моя задача заключается в том, чтобы поддерживать их мотивацию на стабильно высоком уровне. Было бы большой ошибкой применять в России те же методы в работе с футболистами, что, скажем, в Италии.

PZ_0011179_000019h.jpg

— Чей прогресс наиболее очевиден?
— Все ребята разные, все имеют собственную зону комфорта. Сравните, к примеру, Дзюбу и Мусаева. Они разные, и что они должны делать — так это то, что требует от них тренер. Если они могут выполнять тренерскую установку на протяжении максимально длительного периода времени — значит, наша работа приносит свои плоды. Каждый игрок должен выступать на стабильно хорошем уровне. Дзюба может демонстрировать свой уровень игры в большем количестве матчей в течение сезона — к этому мы и стремимся в своей работе. Это касается каждого. Возьмем Оздоева — он фактически не имел постоянной игровой практики долгое время. Но когда вышел на поле, то был готов. В тот момент мы испытали настоящее удовлетворение от проделанной работы. Все это стало возможным благодаря его мотивации. Мы же были счастливы тому, что он повысил уровень своей игры и получил шанс продемонстрировать это тренеру и болельщикам. Оздоев — один из ключевых игроков второй половины сезона.

— Его игра стала сюрпризом для вас?
— Нет, я бы так не сказал. Оздоев — игрок с высокой мотивацией, настоящий профессионал. Иногда случается так, что игрок, не появляясь на поле продолжительный период, говорит себе: «Я хорошо работаю, тренируюсь. Но теперь этому пришел конец, потому что я все равно не получаю игрового времени». Но это — не случай Оздоева. Он остался сфокусирован на своей работе и достиг с командой цели, поставленной перед сезоном.

— Еще всех удивил Барриос — он выглядит небольшим парнем, но на поле просто боец. В чем его секрет?
— Все дело в отношении, в качествах Барриоса как игрока. Он любит играть в футбол, он энергичен. Мне же, как тренеру, остается только не наделать ошибок в работе с ним. Поскольку очень важно, чтобы такой игрок, как Барриос, оставался на поле.

PZ_011819_00775_0h.jpg

***

— Расскажите о работе в сборной Италии.
— Я присоединился к тренерскому штабу в сентябре 2018–го и провел с командой все игры Лиги наций и отборочные матчи Евро-2020. В июне, кстати, Италия сыграла в Турине. Было приятно носить итальянскую футболку в родном городе. Был рад помочь тренерскому штабу сборной Италии, и также было интересно сравнить уровень ее игроков с уровнем сине-бело-голубых. Так что поездка была полезна и для меня, и для «Зенита». 

— Когда Италия вернется на топ-уровень?
— У нас есть достаточно молодых игроков и они способны на многое уже сейчас и в будущем. На данный момент мы выиграли все матчи квалификации к Евро и хотим занять первое место в группе. Теперь нам предстоят две сложные встречи со сборными Армении и Финляндии, футболисты должны быть готовы к этим поединкам.

— В чем главная разница в работе с национальной сборной и клубом?
— Все очевидно: в сборной, как правило, ты проводишь 7-10 дней, и за это время вы играете два матча. За это время возможно внести какие-то коррективы в физическую подготовку команды, однако сделать это с той же тщательностью, что в клубе, невозможно. У тебя элементарно нет на это времени.

***

— Как вам два года, что вы провели в Петербурге? Нравится ли вам город, какие ваши любимые места?
— Мне очень нравится Петербург. Я живу в центре города, недалеко от Дворцовой площади. Люблю гулять там, а также вдоль Невы. Часто посещаю новые рестораны – кстати, вовсе не только итальянские. Примерно два раза в неделю мы с Карминати открываем для себя новые заведения. Мне нравится Петербург, потому что я терпеть не могу жаркую погоду. Люблю устроить прогулку по рекам и каналам города, а еще мне нравится музыка — в Петербурге есть много мест, где можно ее послушать. Мои сыновья играют на пианино и кларнете, да и сам я хотел бы однажды научиться играть на гитаре. Хочу как можно скорее вернуться в Петербурге, потому что летом он особенно прекрасен.

PZ_0011903_000049_0h.jpg

— Давайте попробуем посчитать все ваши чемпионские трофеи.
— В Италии я становился чемпионом в 2002 и 2003 годах, затем случилось «Кальчополи», в результате чего «Ювентус» оказался в Серии Б. Мы выиграли этот турнир, затем дважды одержали победу в Суперкубке Италии, а еще дошли до финала Лиги чемпионов УЕФА. И, конечно, победа в Российской Премьер-лиге с «Зенитом».

— Какой турнир было сложнее выиграть?
— Сезон-2002/03 получился довольно необычным. Мы победили в чемпионате, дошли до финала Кубка Италии и Лиги чемпионов, но уступили в обоих решающих матчах. Тот сезон мог бы получиться потрясающим, но оказался очень сложным. Ведь самое сложное — не побеждать, а проигрывать. Поражения отпечатываются в памяти сильнее, чем победы. Я помню, как мы в последний день проиграли «Лацио» чемпионат в сезоне-1999/2000. Карло Анчелотти тогда руководил «Ювентусом», и мы играли против «Перуджи». А в «Лацио» работал мой друг Иван Карминати. 

— Скучаете ли вы по «Ювентусу»? Кажется, теперь это совсем другой клуб.
— Да, «Ювентус» растет, сегодня это один из сильнейших клубов мира. Счастлив, что эта команда представляет Турин.
img
img