18:00, 07 ноября 2017 года
18:00, 07 ноября 2017 года

Александр Горшков: «Чемпионский праздник на „Петровском“ стал для нас сюрпризом»

Александр Горшков в интервью «ProЗениту» вспомнил о победных эмоциях 2007-го, признал, что в ходе золотого сезона отнюдь не все шло гладко, и рассказал о единственной в карьере карточке, полученной за симуляцию.

— Традиционный вопрос. Что в первую очередь всплывает в памяти при упоминании чемпионства 2007 года?
— Конечно же, последний матч в Раменском. Спасение Домингеса, огромная радость после финального свистка, и особая история — возвращение в Санкт-Петербург на «Петровский», где команду встречали болельщики.

— Почти все зенитовцы золотого состава — 2007 непременно вспоминают праздник, организованный в тот вечер в родном городе. Почему?
— Столь масштабное торжество стало для нас сюрпризом. После завершения матча с «Сатурном» прошло лишь несколько часов. К тому же наступил уже поздний вечер. Первым приятным откровением стало то, как нас встречали в аэропорту и по дороге на стадион. А когда вышли на арену «Петровского» и увидели заполненные до отказа трибуны, оказались в шоковом состоянии. Оставалось только догадываться, как удалось оперативно все организовать. И, конечно же, было очень приятно, что столько людей пришли разделить с нами радость победы. Потом говорили, что на «Петровский» смогли попасть далеко не все желающие. Помню, что испытывал какие-то сумасшедшие, ни с чем не сравнимые эмоции. Такое остается на всю жизнь. Все были по-настоящему счастливы. Команда впервые завоевала российское золото, но и в жизни большинства футболистов, в том числе и у меня, это чемпионство стало первым.

— С приходом Дика Адвокаата летом 2006-го не возникло ощущение, что в истории «Зенита» начинается новая эпоха?
— Честно говоря, после прихода нового главного тренера в команде появилась некоторая нервозность. Все стали вспоминать, что, возглавив «Глазго Рейнджерс», Адвокаат практически полностью обновил состав. Так что мы находились в состоянии тревожного ожидания. Еще до официального появления Дика четверо футболистов были выставлены на трансфер. И по слухам, ожидалось продолжение. Кроме того, многие требования оказались для нас новыми. Все это несколько закрепощало команду, последовала серия нулевых ничьих, никак не могли выиграть. С другой стороны, подобная ситуация характерна для любого начального периода.

В межсезонье у нас появились новые футболисты, они, конечно же, усилили «Зенит», но кардинального изменения состава не последовало. Первая половина сезона-2007 получилась очень сложной. Игры, которую хотел поставить Адвокаат, у команды не было. Точнее, на тренировках многое получалось, а в ходе матчей возникали проблемы. Очки мы буквально вырывали. «Зенит» находился в лидирующей группе, но удовлетворения от игры никто из нас не испытывал. Довольно часто тренировки после очередного матча начинались с бурного обсуждения в раздевалке. Во что мы вчера играли? Чувствовалось, что напряжение нарастает и в тренерском штабе. Ситуация сложилась чуть ли не критическая. А в начале августа в кубковой встрече с «Динамо» вдруг стало получаться все, что отрабатывалось на тренировках: освобождение зон, подключения крайних защитников, переводы с фланга на фланг, комбинации, которые давно наигрывались. Думаю, москвичи нас недооценили, выставив не самый оптимальный состав. А нашей команде это их решение оказалось как нельзя кстати. Удалось сломать психологический барьер, мешавший нам.

— Закон перехода количества в качество.
— Конечно. Настал момент, когда пазлы сложились в единую картину. В каждом последующем матче «Зенит» выглядел сильнее, чем в предыдущем. А «Спартак» начал терять очки и утратил добытое ранее преимущество. Это их проблемы, но, возможно, наша уверенная игра заставила конкурентов нервничать. На финише мы находились уже на такой волне подъема, что команду трудно было остановить. Хотя все решилось лишь в последнем туре.

— Вы ранее играли за «Сатурн». Не общались перед матчем в Раменском с бывшими одноклубниками?
— Нет. Однако накануне игры мы знали, что соперник будет очень серьезно настроен. Предполагалось, что наш конкурент нашел стимулы, чтобы «Сатурн» вышел на поле мотивированным. Однако подробностей, конечно же, никто не знал. Может быть, Леша Игонин когда-нибудь расскажет. Он ведь тогда играл за подмосковную команду. Матч получился на редкость жестким и боевым.

— В марте 2007-го вы стали первым зенитовцем, забившим в официальном матче в возрасте 37 лет. У вас был секрет долголетия?
— Этот секрет всем хорошо известен. Я очень люблю футбол, хотел играть как можно дольше и профессионально относился к любимому делу. Плюс, конечно, здоровье. Однако главное — все же мотивация.

— В марте того года вы побывали за Полярным кругом на объектах «Газпрома». Что осталось в памяти?
— Прошло 10 лет, но прекрасно помню ту поездку. Врезалась в память и красота белой пустыни, увиденной еще с вертолета, и встречи с людьми, которые работают на вахте по несколько месяцев. Это совсем иной мир. Поразили хорошие условия, в которых живут добытчики газа, и построенные там спортивные объекты. Мы даже провели импровизированный матч с местной мини-футбольной командой. Было очень интересно и познавательно.

— В июле 2007-го болельщики на «Петровском» провели акцию, посвященную 10-летию вашего дебюта в «Зените».
— Я не знал, что акция готовится, да и не помнил в тот день о юбилее. Сначала услышал скандирования своего имени, посмотрел на фанатскую трибуну и с удивлением увидел, что там у каждого болельщика в руках мой большой портрет. Что уж скрывать, невольно стали слезы наворачиваться. Оказавшись в подобной ситуации, понимаешь, что не зря столько лет отдавал все силы на тренировках и в играх. Очень благодарен людям, которые все это сделали.

— Полуфинальный матч с «Баварией» в Кубке УЕФА можно назвать вершиной вашей карьеры?
— Конечно. Во-первых, этот матч был архиважным. Во-вторых, нашими соперниками стали футболисты высочайшего класса: Швайнштайгер, Клозе, Кан, Лам. Да в том составе «Баварии» любого можно считать звездой мирового уровня. И мы их победили, да еще с таким хорошим счетом. Очень рад, что посчастливилось в тот вечер сыграть на «Петровском». Пусть и не на своей позиции, но это уже не столь важно. После таких матчей можно спокойно завершать карьеру.

— Через четыре дня «Зенит» встречается с «Русенборгом». Вы в 2006-м играли против этой команды.
— Соперник с характером, все футболисты физически хорошо подготовлены. Непросто было их победить. Но запоминаются в основном детали. В ответном матче я висел на карточке, поэтому старался играть как никогда аккуратно. Не хотел пропустить начало следующего раунда. Во втором тайме ворвался в штрафную норвежцев, пробросил мяч мимо защитника и почувствовал касание. Упал, надеясь, что судья назначит пенальти. И представьте мой ужас, когда я увидел, что арбитр показывает мне желтую карточку за симуляцию! Не помню другого случая, чтобы меня когда-то наказывали за подобное.
img
img