17:03, 15 августа 2017 года
17:03, 15 августа 2017 года

Ирина Рюхина, «Газпром»-Академия: «Интерес к футболу у детей формируется поддержкой их умений»

Официальный сайт сине-бело-голубых открывает новую рубрику, в которой тренеры и специалисты клубной Академии будут отвечать на вопросы, заданные на странице школы в социальной сети «ВКонтакте».

Вопрос: Какой, по вашему мнению, лучший мотиватор для футболиста младшего возраста, а какой подойдет подростку?
— Интерес — это свободное, эмоционально положительное состояние, некое ощущение внутреннего превосходства. Формируется оно с самого раннего возраста. Если говорить об этапах, где важную роль играют родители, тренеры, партнеры по команде, то, ориентируясь на практику психологии футбола, можно выделить три ступени, которые постепенно усиливают мотивацию, любовь и преданность своему любимому делу.

Тренеры, родители могут убедиться, что при правильном поведении на этих этапах вопрос о «лучшем стимуле в футболе» потеряет свою актуальность.

В начале спортивной лестницы ребенку важно эмоциональное присоединение, подтверждать, что он просто «хорош» в определенном виде спорта вне зависимости от его действий. То есть родителям нужно учиться улавливать настроение и эмоции ребенка и давать ему положительную обратную связь. Эмоциональное присоединение на данном этапе дает ребенку ощущение целостности между его желанием просто играть и эмоциями, которые ему нужно получать.

Вторая ступень, примерно с 9-летнего возраста, «Я хорош — я умею» формируется у ребенка исходя из того, что у него уже что-то получается и появляются определенные умения. У юного спортсмена уже формируется интерес к футболу не просто из-за того, что он любит в него играть, а потому, что он получает удовольствие от своих умений в игре. В этот период важна конкретная обратная связь, важна похвала за конкретные действия. Например, можно отметить хорошую передачу, красивый гол, быстрый возврат назад, что получается обыгрывать один в один. Тогда у ребенка появляется уверенность в своих умениях — первые шаги к пониманию, что он хорош в определенных действиях и готов соревноваться в этом, что побуждает интерес.

Шаг к «Я хорош — я в команде», начинается в 12–14 лет, когда спортсмен уже знает, что у него есть сильные индивидуальные качества, необходимо понимание того, что его умения полезны команде, партнерам. Я хорош, потому что у меня есть роль в команде. В этот период мальчики отсоединяются от родителей и тренеров, и им важнее завоевать авторитет непосредственно в команде. Чем больше я умею, тем выше превосходство. То есть в этот период мотивация у игрока в большей степени зависит от роли в команде.

Бывают ситуации, когда мотивация и желание играть в футбол глушатся из-за игнорирования эмоций ребенка. Например, мальчик идет на матч с такой эмоцией, как воодушевление, превосходить других в чем-то, а папа или тренер, не обращая на это внимания, начинают нагружать ребенка определенными задачами, ориентируя на результат, — например, забить гол, выиграть, хорошо сыграть. Игнорируется эмоция ребенка, у него происходит перегруз и, соответственно, интерес снижается. Родитель забыл присоединиться к нему эмоционально, и плюс он не выполнил поставленную задачу, юный спортсмен попал в ситуацию «ножницы» (когнитивный диссонанс) между его эмоциями и негативными эмоциями родителя или тренера. Ребенок начинает думать, что он не хороший, не умеет, у него не получается и его не любят. Так что очень важно замечать и определять эмоции ребенка. Ребенок счастлив и раскрепощен, когда обратная связь совпадает с его внутренними эмоциями, и он будет играть с большим удовольствием, потому что инстинкт превосходства — это внутренняя мотивация.

Важно помнить, что до 12 лет у детей конкретное мышление и они живут моментами. Здесь очень важна эмоциональная связь со взрослыми. Но затем они переходят на абстрактное мышление, в этот этап им нужно и важно знать, что у них получается, в чем они могут соревноваться, где они могут преодолевать себя, чтобы совершенствовать свои умения. Тогда интерес к футболу, мотивация будут всегда. А искусственно их не создать.

***
Ирина Рюхина — спортивный психолог «Газпром»-Академии, основатель Агентства спортивной психологии в Санкт-Петербурге. Мастер спорта международного класса по баскетболу. Выступала за петербургские «Балтийскую звезду» и «Спартак», московское «Динамо» и польский «Лотос». Победитель чемпионата Европы среди юниорок и молодежных сборных.
img
img