18:00, 20 мая 2017 года
18:00, 20 мая 2017 года

«Ваше образование — это исключительно ваша практика»: краткая версия лекции Василия Конова в Школе спортивной журналистики

19 мая главный редактор новостного агентства «Р-Спорт» стал гостем совместного проекта «Зенита» и компании «МегаФон». Официальный сайт сине-бело-голубых публикует конспект выступления Василия Конова.

О журналистском образовании

— Как таковое образование — это очень важный этап, но, на мой взгляд, научиться профессии, сидя за студенческой партой, невозможно. Основное, что мне дал журфак, — это английский язык и возможность в течение пяти лет читать книги. 

— Ваше образование — это исключительно ваша практика. Если у вас есть возможность стажироваться, делать что-то и набираться опыта, пусть даже бесплатно, то ею нужно пользоваться. 

О работе с источниками новостей

— Количество источников информации на данный момент существенно больше, чем было раньше. Эволюция социальных сетей привела к тому, что периодически сами пресс-службы узнают новости из социальных сетей игроков, тренеров и так далее. Зачастую не из осознанных публикаций, а как было в случае с Сереной Уильямс и ее беременностью — из-за случайно попавшего в Snapchat кадра, который она делала для себя, а не для аудитории, которая могла бы это увидеть. Но один из подписанных на ее аккаунт журналистов именно в этот момент, секунда в секунду, был в сети, увидел скриншот, и до свидания. Так все узнали о беременности теннисистки. Мониторинг соцсетей — это самый важный момент сейчас, помимо, естественно, официальных ресурсов. У нас есть специальная программа, которая мониторит обновления сотен ресурсов в режиме реального времени, и здесь уже вопрос в зоркости глаза и реакции. Кто первый встал, того и тапки, того и цитируемость.

— Выстраивание отношений с сотрудниками тех или иных структур — это самая большая задача журналиста. Безусловно, важнейшим в данной ситуации является момент, при котором не вы будете звонить и спрашивать, а вам будут сообщать новости, которые происходят внутри коллектива. Мы по нескольким видам спорта практически таким образом монополизировали ситуацию. Это малопопулярные виды спорта, но олимпийские и очень емкие по объемам информации: конькобежный спорт, велоспорт, фигурное катание. Что касается последнего, то уверен до сих пор, что никто лучше именно в новостном плане не освещает фигурное катание, которое по аудиторной емкости занимает четвертую позицию наряду с единоборствами после футбола и хоккея. Если вы хотите заполучить женскую аудиторию к себе на сайт, то это фигурное катание.

— Работа с источниками — это вопрос доверия, потому что если люди в обычной жизни готовы простить один-два-три раза, то, если журналист подвел спортсмена один раз, второй попытки у него уже не будет. Нужно это очень четко понимать. Если вы смогли расположить к себе человека, если он вам доверяет, то этим нужно дорожить. Но ни в коем случае ваши дружеские отношения не должны влиять на качество вашей работы. К примеру, если Широков сыграл плохо, то я напишу, что Широков сыграл плохо, и он это поймет, у него не возникнет никаких вопросов. И этим вы в том числе располагаете к себе собеседника, потому что человек понимает, что вы разбираетесь в виде спорта, о котором рассказываете, и у вас нет никакого заискивания. Для вас спортсмен — прежде всего спортсмен, и вы рассказываете о нем то, что есть на самом деле. У него нет необходимости располагать к себе СМИ, чтобы о нем писали только хорошо. Безусловно, есть исключения, но гораздо больше тех, кто всерьез воспринимает объективность, и она должна быть на первом месте. 

О взаимодействии спортсменов и СМИ

— Главная беда всего российского спорта в плане общения с журналистами заключается в том, что как таковое общение выстроено у единиц, а в большинстве случаев это железобетонная стена, которую нереально пробить. И как мы ни пытаемся объяснить, что это должна быть улица с двусторонним движением, потому что это выгодно для всех, к сожалению, понять так и не могут. 

— В российском спорте очень мало героев, потому что спортсмены очень боятся СМИ. Они не понимают, что являются частью товара, который нужно продавать. К примеру, люди из шоу-бизнеса понимают, что они из шоу-бизнеса, и для этого все делают. Когда наши спортсмены осознают, что это тоже в какой-то степени шоу-бизнес, тогда и поменяется ситуация. 

О том, как бороться с ложными новостями

— Проверять, проверять и еще раз проверять. У нас были случаи, когда мы покупались на подобные вещи. У нас выходило аннулирование. Такие случаи бывают достаточно регулярно. Безусловно, каждый разбирается отдельно в том, почему это произошло. Если говорить о социальных сетях, где одна из самых благодатных почв для подобного рода новостей, то прежде всего нужно смотреть, верифицирован аккаунт или нет. Если аккаунт не верифицирован, то один из способов проверки, если это условный футболист, — посмотреть, подписан ли он на свой клуб и есть ли обратная подписка. Конечно, это может занять определенное время, за счет чего вы можете проиграть эту новость по аудиторной подаче, но, так или иначе, это важнее с точки зрения репутационных потерь. 

— Если вы не обладаете новостью от первоисточника, то вам его обязательно нужно найти. Понятно, что в эпоху копипаста проще всего скопировать, поставить и ничего не смотреть, но найти первоисточник — это главная задача. Посмотреть на интерпретацию новости, поскольку в оригинале это может быть одно, а человек, который писал ее на свой ресурс, специализирующийся на легком уклоне в желтизну, мог преподать ее совсем иначе. Смотреть на адреса сайтов — есть детали в ссылках, на которые нужно обращать внимание, иначе шанс нарваться на удаление новости очень велик, а в интернете что-то удалять бессмысленно, потому что все остается в кэше. 
img
img