18:07, 09 ноября 2016 года
18:07, 09 ноября 2016 года

Алексей Фалилеев: «Сейчас „Зенит“ играет в более симпатичный мне футбол»

Петербургский актер рассказал о том, как сбежал в самоволку, чтобы посмотреть в 1984-м золотой матч «Зенита», вспомнил, каким болельщиком был народный артист Кирилл Лавров, и оценил режиссерский талант Мирчи Луческу.

— Как у вас появился интерес к футболу?
— Детство я провел в Архангельске, в не самом футбольном городе. Там народ больше болеет за команду по хоккею с мячом «Водник». А с футболом я познакомился в Северодвинске, где у меня жили родственники. Это город — спутник Архангельска, где расположен завод «Севмаш», на котором строили атомные подлодки. При заводе были команды «Север» по хоккею с мячом и по футболу. Не помню, на каком уровне играла футбольная команда — может, в чемпионате Архангельской области, — но выглядела солидно. Новая форма, хорошие бутсы, игроки все загорелые: на юге, наверное, сборы проводили. А соперники у них в том матче были и одеты беднее, и играли хуже. Ну и, как все, я начал играть в футбол во дворе. Смотрел матчи по телевизору, запомнилась переигровка между ЦСКА и московским «Динамо» за золотые медали в Ташкенте в 1970-м.

— На хоккей с мячом ходили в детстве?
— Да, русский хоккей на морозе — это сильное воспоминание. Горячий чай, вкусные горячие пирожки с мясом. Тысячи людей на трибунах, хотя «Водник» в те годы играл не очень хорошо.

— Как начали болеть за «Зенит»?
— Когда мне было двенадцать лет, семья переехала в Ленинград. С 1973-го начал болеть, сперва ездил на стадион имени Кирова с отцом и дядей, а потом уже сам. Мы жили на Гончарной улице, у Московского вокзала. Прямо на Невском садился в 10-й автобус и ехал до Приморского парка Победы. Старался ходить на все матчи «Зенита», еще и на СКА, на баскетбольный «Спартак». Я же в 1975-м сумел попасть в «Юбилейный» на золотой матч «Спартака» и отлично помню, как Сергей Кузнецов забросил победный мяч издали. Кстати, в то время при покупке билета на спортивные соревнования в театральной кассе нередко в нагрузку приходилось брать билеты на неходовые спектакли в драматических театрах.

— Вы продолжали болеть и в театральном институте?
— Когда в 1977-м я поступил в театральный институт на актерский курс Рубена Сергеевича Агамирзяна, у нас собралось много любителей футбола, и мы играли при первой же возможности. На четвертом курсе, когда были большие перерывы между занятиями, шли на Фонтанку. Тогда у магазина, что напротив цирка, была стоянка такси, мы скидывались и ехали на Опочинина, на Васильевский остров, где общежитие театрального. Там были спортзал и баскетбольная площадка.

— На «Зенит» ходить продолжали?
— Да. Был на золотом матче в СКК 21 ноября 1984-го. Я тогда служил в армии под Ленинградом, родители через знакомых каким-то чудом достали билет, и я сорвался в самоволку. Сидел на самом верху и видел, что внизу, рядом с полем, Кирилл Лавров. Мог ли тогда мечтать о том, что пройдет всего три года, и я буду выходить на сцену с Кириллом Юрьевичем в одном спектакле и играть в футбол в одной с ним команде?

— Расскажите о том, как в БДТ болели за «Зенит» в 1980-е.
— После окончания театрального я несколько лет проработал в Мурманском театре, отслужил в армии. В 1987-м вернулся в Ленинград и стал последним актером, которого в труппу БДТ принял Георгий Александрович Товстоногов. Было заседание худсовета, в котором участвовали звезды БДТ. Я сыграл отрывки из роли в спектакле «Рядовые». Было еще три претендента на эту роль, выбрали меня. И Кирилл Юрьевич Лавров играл в этом спектакле моего командира.

Футбол в БДТ любили. Главным болельщиком, конечно, был Лавров. Он график своих спектаклей выстраивал под календарь домашних матчей «Зенита», и во время выездных матчей, если была трансляция, в красном уголке включали телевизор, чтобы Кирилл Юрьевич между выходами на сцену смотрел игру. Он прекрасно разбирался в футболе. В отличие от «экспертов», которых сейчас стало очень много, никогда не пытался сыпать терминами типа «латерали», «вингеры». Говорил о футболе всегда просто, понятно и точно, игроков никогда не ругал. Когда мы с ним вместе смотрели футбол — а я всегда очень эмоционально переживаю и начинаю иногда ругаться, — Кирилл Юрьевич меня успокаивал, с укоризной говорил: «Алексей, ну что ты… Так нельзя».

— Кирилл Юрьевич ведь дружил с Юрием Андреевичем Морозовым.
— И с бывшими зенитовцами Анатолием Васильевым, Станиславом Завидоновым. Вот с Павлом Садыриным у них были приятельские отношения, все-таки сказывалась разница в возрасте.

— Другие звезды БДТ болели за «Зенит» не так яро?
— По-разному. Например, Владислав Игнатьевич Стржельчик, наш Актер Актерыч, болел больше за компанию, потому что это было модно в 1980-е. Искренне болеют Георгий Штиль, Леонид Неведомский, Сергей Лосев... Режиссер Темур Чхеидзе, которого Кирилл Лавров пригласил в БДТ, как все грузины, любил футбол. Конечно, он болел за «Динамо» Тбилиси, но когда жил и работал в Питере, то болел за «Зенит». У него в кабинете был телевизор со спутниковой антенной, и я с ним по вечерам иногда смотрел Лигу чемпионов. Жаль, что Лавров немножко не дожил до чемпионства 2007 года и до победы в Кубке УЕФА. По-моему, именно он в нашем городе — главный болельщик «Зенита».

— Кирилл Лавров не только болел, но и играл в футбол.
— Он был капитаном команды БДТ в традиционных матчах с командой «Вечерки», капитаном которой был его друг журналист Валентин Иванович Семенов. Играли каждый год, а последний матч прошел в 2005-м на Зимнем стадионе и был посвящен 80-летию Семенова и Лаврова: они были ровесниками, оба 1925 года рождения. Валентин Иванович осенью того года ушел из жизни.

— Третьего октября этого года прошел юбилейный, уже десятый турнир театральных команд памяти Лаврова.
— Когда не стало Кирилла Юрьевича, как-то сама собой возникла идея провести футбольный турнир его памяти. Нам очень помог капитан сборной артистов Петербурга Сергей Григорьевич Мигицко. И помог «Зенит» — мы сыграли на Малой арене «Петровского». Турнир живет, количество участников увеличивается. В первом сыграли всего пять театров, в этом году уже четырнадцать! Жаль, что я из-за травмы не смог сыграть. Дочь Кирилла Юрьевича Мария Лаврова на турнире сказала нам, что «Зенит» играл с «Маккаби» как раз в день рождения отца, 15 сентября, и это он «оттуда» помог команде превратить 0:3 в 4:3.

— Вы ведь не только болельщик, у вас есть журналистский опыт на играх «Зенита».
— Я несколько лет работал на телеканале «СТС-Петербург», вел передачу «Детали». Когда «Зенит» выиграл в 2001-м бронзовые медали, мы сделали передачу «Зенит» — бронза звенит!». Я брал интервью, снимал сюжеты. Мы снимали свадьбу Вячеслава Малафеева с Мариной, интервью с Алексеем Игониным, Алексеем Катульским, Сашей Кержаковым. Александр Панов из Сент-Этьена приезжал в Удельную. Кирилл Лавров поздравлял Юрия Морозова. В 2003-м, когда выиграли серебро, снимал интервью с Властимилом Петржелой, Владом Радимовым... А в 2004-м с телекамерой ездил на матч Кубка УЕФА с «Алеманией», который сыграли в Кельне, снимал там репортаж от бровки поля, заходил в подтрибунные помещения. Это было очень интересно.

— Как болельщик бывали на выездных играх?
— Редко, в основном в Москве. И как-то мне с этим не очень везло. Так, я был на игре со «Спартаком» в 2006-м, когда Володя Быстров, игравший за москвичей, забил нам гол на последней, уже добавленной минуте. А ведь за несколько часов там же, в «Лужниках», наша сборная питерских актеров выиграла у сборной Москвы, за которую выступали Олег Меньшиков и Михаил Ефремов, со счетом 4:3. Тогда, кстати, за нас сыграл Александр Дюков, будущий президент клуба. Однажды гастроли БДТ в Нижнем Новгороде совпали с матчем «Зенита» и «Волги», в котором Саша Кержаков забивал брату Мише. Мы сидели за воротами, и как раз за ними после матча случился конфликт Данко Лазовича с местными омоновцми.

— Что дает футбол вам как актеру?
— В игре это возможность выплеснуть эмоции, что мне не всегда удается на сцене. И зарядиться энергией. Когда болею, то же самое.

— Раздражает, когда актерствуют футболисты или тренеры?
— Если это симуляция, если это неталантливо, то раздражает. А если человек играет на публику, и делает это красиво, я только рад. В конце концов, футбол — это зрелище, игра для нас, для зрителей.

— Сравнение тренера с режиссером уже стало общим местом, но все-таки ваше мнение на эту тему?
— Конечно, есть много общего в этих профессиях. И как есть режиссерский театр, есть и тренерские команды. Таким был «Зенит» Морозова и Садырина. А если есть звезды в команде, то задача тренера нисколько не проще. Поэтому мне не нравилось, что при Виллаш-Боаше игра «Зенита» сводилась к тому, чтобы отдать мяч Халку или Данни. Сейчас «Зенит» играет в более симпатичный мне футбол, рука тренера Луческу хорошо видна. И виден потенциал команды.
img
img