15:01, 19 июля 2016 года
15:01, 19 июля 2016 года

Тренер по физподготовке Карло Николини: «Наши игроки всегда должны быть на метр, на секунду впереди соперника»

Помощник Мирчи Луческу — о путешествии в Петербург из Брешии через Стамбул и Украину, подготовке «Зенита» к непростому началу сезона и незаменимых игроках, которых на самом деле нет.

— С Мистером Луческу из тех, кто вошел в штаб «Зенита», я работаю дольше всех. Мы начали еще в «Брешии», оттуда перебрались в Турцию, в «Галатасарай». Там мы выиграли лигу, потом перешли в «Бешикташ», тоже вдвоем, опять победили и затем на 12 лет отправились в «Шахтер». В общем, мы вместе уже долго.

— Моя специализация — это именно футбол. Я и сам играл, но не на самом высоком уровне, и когда понял, что как игрок высоко подняться не смогу, то начал учиться. Тренировал детские команды, а когда получил образование, то присоединился к компании, занимающейся футбольной аналитикой. Ее владелец был тренером в «Брешии», так что он пригласил меня в команду. Там я провел два года. Это был отличный опыт — смесь учебы и практики. Затем снова вернулся к статистике, помогал многим специалистам. Не только Луческу, но и Анчелотти, и Липпи заказывали мою аналитику. И уже в 2001-м Мистер позвонил мне и пригласил в «Галатасарай». Наша школа тренеров по физподготовке считается, думаю, одной из лучших в Европе, так что я отправился в Турцию, а они были рады принять итальянца. Мне с Мистером сразу очень понравилось, и, судя по тому, что это было 16 лет назад, он тоже доволен.

— Луческу — из тех людей, которые всегда на шаг опережают остальных. Например, он был одним из первых, кто еще давно начал заниматься анализом соперников при помощи видео. Он был одним из тех, кто начал изучать статистику. Так что он пользуется всеми новыми технологиями. Почему, вы думаете, он так долго и успешно тренирует? Потому что он готов меняться, как и все мы. 

— То, что мы делали 15 лет назад, конечно, сейчас делать уже нельзя. Но не потому, что это было плохо, а потому, что сама игра изменилась. И задача Луческу и его команды всегда была в том, чтобы увидеть эти изменения и измениться самим. Менялся ритм игры, методология, технологии, статистика. Простой пример — раньше игроки проводили за матч в среднем по 50 минут в состоянии активности. Сейчас этот показатель составляет уже 65. Естественно, все это влияет и на подготовку. Но, повторюсь, это не значит, что то, что мы делали раньше, это плохо. Нет, мы старались развиваться, прогрессировать. И это всегда было одним из самых больших вызовов для нас. 

— Самое важное в футболе сейчас — это интенсивность игры. Нужно не только быстро бегать, но и быстро думать, делать быстро вообще все. Понимаете, талант — он есть у многих игроков, техника — в общем-то тоже, физическая база — у каждого. В любой стране футболисты могут правильно тренироваться, питаться, восстанавливаться. Так что важно работать над интенсивностью и тем, чтобы понимать, как это называет Луческу, принципы игры. Так что первые две недели мы потратили на базу, объяснение наших идей, а затем начали ускоряться. 

— Еще один важный момент — постоянная работа с мячом. Раньше, лет так 15 назад, на сборах в первые 10 дней мячи могли даже не доставать, только бегали и бегали. И повторяю, не думайте, что это было неправильно, — это просто был другой футбол, другие требования. Сейчас же у нас каждые два дня — большой матч уже на сборах, а впереди — сложнейший сезон с массой турниров, перелетов. Так что важно уметь быстро соображать и в тренировках имитировать то, что будет происходить в игре. Понятно, что есть разные ситуации. Например, сегодня с утра у нас был тренажерный зал. Ясно, что туда мяч не принесешь, это механическая работа, и на поле мы в начале каждой тренировки 15–20 минут делаем специальные вещи без мяча, но 90% работы — это именно мяч. Это позволяет добиваться результата и позволяет игрокам демонстрировать свой талант. А в «Зените» собраны действительно лучшие футболисты России.

— Мы работали на Украине, в лиге, которая во многом похожа на РФПЛ. Конечно, более сильных команд в России сейчас больше — раньше на Украине их было 4–5, теперь же осталось только две. Но в любом случае и там, и тут физика имеет очень большое значение. И наша философия всегда заключалась в том, чтобы, во-первых, сделать сильную команду, а во-вторых, избежать травм. На протяжении всей нашей карьеры никто не получал серьезных повреждений в процессе подготовки. Конечно, я не говорю о травмах, которые могут случиться во время матчей. Но мы готовим игроков так, чтобы они могли быть на секунду, на метр впереди соперника и избегать столкновений, а соответственно, и проблем. Понятно, важна и сила. Они должны быть готовы сражаться за любой мяч. И, естественно, для всего этого нужен хороший фундамент. 

— Любой игрок в самую первую очередь должен быть хорошим атлетом. Причем не только полевой, но и голкипер. Почему кто-то считает, что вратари не должны бегать вместе только потому, что они играют на другой позиции? Нет, они тоже должны быть атлетами, закладывать базу. А уже затем работать над своими вещами, в которых здесь, в «Зените», им помогают отличные тренеры, большие профессионалы. Но сначала — база.

— В прошлом сезоне «Зенит» играл в один футбол — в команде были Халк, Данни и Витсель. Сейчас все они по разным причинам не с нами. Наша философия заключается в том, что каждый игрок крайне важен, но при этом команда не может зависеть от кого-то одного, никто не может быть настолько незаменимым, что без него сыграть не получится. Нет, все должны знать и понимать, что нужно делать. 

— Сейчас вся команда находится в хорошей форме. Мистер всегда старается организовать на сборах очень качественные спарринги с лучшими соперниками, потому что только в таких матчах можно увидеть состояние и качество футболистов, их отношение к делу. Это важно и для молодых спортсменов — они могут получить в этих играх важный опыт. С любителями или каким-нибудь местным клубом из низшей лиги такого не выйдет.

— С Витселем мы на связи каждый день. И даже если у него отпуск, он все равно работает по той программе, которую мы ему дали. Уйдет ли он куда-то или нет — вопрос не ко мне. Но наша задача заключается в том, чтобы он вернулся в Петербург и был готов работать. Сыграет он с ЦСКА или нет — это, опять же, вопрос не ко мне. Но растерять форму за две недели, которые он получил на восстановление, невозможно. И если следовать программе и заниматься, то он будет готов. Обещать чего-то я, конечно, не могу — нам для начала надо встретиться. Но Витсель — очень важный футболист, умный парень и настоящий профессионал. И он понимает, что, где бы он ни оказался, ему нужно быть в хороших кондициях.

— Я очень много читал о Петербурге и прекрасно знаю, что это один из самых красивых городов в Европе и мире. Поэтому я очень заинтригован и жду, когда мы окончательно туда вернемся. Мы жили в Стамбуле, и это было отлично, затем жили на Украине. Понятно, что Донецк и Петербург — разные, но там у нас тоже были хорошие условия для работы, и буквально из ничего мы поднялись на самый высокий уровень в Европе. И затем были два года в Киеве. Сейчас я рад, что мы начинаем работать в городе, где у нас есть условия, стадион, болельщики, и, повторюсь, я очень жду возможности узнать о Петербурге как можно больше, исследовать его. Надеюсь, что мои ожидания станут реальностью.

— Как сбросить вес? Нужно очень много бегать. Много — значит, не интенсивно, а долго, от 40 минут. И, конечно, правильно питаться. Дело не в диетах — важно питаться регулярно, по 3 раза в день, и не есть ерунды. И бегать. Это не так сложно, доступно и точно поможет.
img
img