Дитмар Байерсдорфер: «Болельщики дадут „Зениту“ дополнительный мотив»

Перед ответной встречей с «Базелем» спортивный директор сине-бело-голубых рассказал в интервью «ProЗениту» о том, как устроен швейцарский клуб, и объяснил, где и как «Зенит» продолжает искать усиление.

— «Базель» известен тем, что покупает нераскрученных игроков, выращивает из них классных футболистов и перепродает их за хорошие деньги. Был ли у вас опыт работы в такой системе?
— Да, я работал в похожих клубах. Вообще, средний футбольный клуб устроен именно так, как ­«Базель»: доходы формируются за счет реализации билетов, продажи телевизионных прав, спонсорства и выплат от организаторов клубных турниров. При планировании бюджета на сезон вы более или менее точно можете оценить доходные статьи — контракты со спонсорами и телевидением уже заключены, продажи абонементов и билетов можно довольно точно спрогнозировать. Единственное, что неизвестно заранее, — это в каком европейском клубном турнире ваша команда будет участвовать, особенно если вам туда надо пробиваться через квалификационные раунды. Поскольку у «Базеля» по сравнению с европейскими клубами из больших лиг крошечный бюджет, для швейцарцев чрезвычайно важно участие в Лиге чемпионов. Играть в Лиге чемпионов — намного более выгодно, чем в Лиге Европы. Если они не попадают в Лигу чемпионов, им приходится продавать одного-двух своих лучших игроков, чтобы закрыть брешь в бюджете. Кроме того, поскольку у «Базеля» есть репутация места, где из начинающих ребят умеют выращивать качественных игроков, которые потом попадают в большие клубы, туда приходят многие молодые таланты — они считают это ­хорошей отправной точкой для ­своей карьеры.

— Есть ощущение, что для клубов типа «Базеля» футбол — это прежде всего бизнес. Можно ли надеяться когда-нибудь построить большой клуб, если ты все время продаешь своих лучших футболистов?
— Правильное ведение бизнеса — это залог существования клуба, то есть это очень тесно переплетающиеся процессы. Для клуба важно иметь адекватные представления о своих возможностях — о местном футбольном рынке, о силе лиги, о доступных финансовых инструментах. Если ты отдаешь себе отчет, какие внешние и внутренние обстоятельства могут повлиять на клуб, ты можешь выработать правильную стратегию поведения, можешь сформировать видение будущего. Работать надо согласно четкой стратегии. С моей точки зрения, «Базель» делал это и продолжает делать очень хорошо. Несколько лет назад у «Базеля» был спонсор, который покрывал потери, если клуб выступал ниже ожиданий. Теперь они зависят исключительно от своих собственных успехов, и им надо строго следовать своей финансовой модели. Кроме того, им важно получать доход от продажи талантливых игроков.

Очень тяжело, я бы даже сказал, невозможно быть успешным клубом и выигрывать трофеи, если тебе все время приходится продавать самых талантливых своих футболистов. Большую часть игроков можно заменить, если у тебя хорошая селекционная служба, но все равно для того, чтобы вписать игрока в команду и научить его играть в нужном ключе, требуется время. Эти риски нельзя недооценивать.

— Сорок четыре процента доходов «Базеля» — от продажи билетов. Это значит, что люди там ходят на стадион. Но только три процента бюджета — это деньги от реализации телеправ, что свидетельствует о том, что швейцарский футбол по телевидению не очень-то смотрят. Нет ли противоречия между этими цифрами?
— В «Базеле» всегда полный стадион — это чистая правда. Это результат того, что клуб десять лет доминировал в местном чемпионате — благодаря менеджменту Кристиана Гросса, а также тому, что клубная академия «Базеля» работает на очень высоком уровне и ее выпускники регулярно пополняют основную команду. В основе этой системы — старый клуб, отличный современный стадион и большой по швейцарским меркам город. А причина низких доходов от продажи телеправ в том, что в Швейцарии нет традиции платного телевидения, да и жителей там всего восемь миллионов.

— Реально ли построить топ-клуб в стране, где невозможно получать существенные доходы от телевидения?
— Ну, если принимать во внимание экономические и демографические обстоятельства, можно сказать, что «Базель» за последние десять лет с такой задачей справился и топ-клуб построил. Команда регулярно играет в Лиге чемпионов. Да, они не могут сравниться с другими топ-клубами по количеству выигранных европейских трофеев или доходам, но они топ-клуб хотя бы в том смысле, что они научились стабильно выращивать игроков и для себя, и для других клубов из больших чемпионатов. Вы знаете, что 40 процентов футболистов, заигранных в 2012 году за «Базель», — это доморощенные игроки и половине этих ребят еще даже нет 21 года? Это очень большое достижение!

— Все клубы мечтают о том, чтобы покупать игроков задешево и выращивать из них футболистов высокого уровня. Но не у всех клубов получается. Почему? Покупают не тех? Не умеют выращивать?
— Я думаю, что причин больше. Все зависит от концепции развития клуба, от его целей. Сложно найти клуб, который был бы успешен во всем. Но есть клубы, которые работают лучше, чем другие. К примеру, концепция лондонского «Арсенала» при Арсене Венгере — молодая команда, за которую играют топовые игроки и которая показывает быстрый, мощный, атлетичный, техничный футбол. Многие болельщики были вдохновлены таким видением футбола. «Арсенал», как мне кажется, был последователен и долгое время выступал успешно. Но теперь Венгер находится под большим давлением, все его спрашивают, мол, «мистер Венгер, а где трофеи?». Возможно, он бы выиграл больше кубков, ­если бы стал ­выпускать на поле более опытных игроков, которые бы не подводили в самые ответственные моменты, как это свойственно молодежи. Чтобы растить молодых игроков, нужно иметь терпение. Надо дать им возможность поначалу ошибаться. В этом есть определенное противоречие. Поэтому сложно достичь ­всего одновременно — каждому клубу нужно искать правильный баланс.

— У «Базеля» есть один интересный принцип. Вот слова их спортивного директора: «Когда мы подписываем игрока, например, из африканской страны, мы считаем, что стоит иметь в составе еще хотя бы одного игрока из того же региона или региона, в котором говорят на похожем языке, придерживаются похожих обычаев и культуры. Иностранцы не должны чувствовать себя одинокими или изолированными, это не способствует достижению хороших результатов». Вы согласны с таким подходом?
— Да, мне кажется, это очень резонный взгляд на вещи. Если вы посмотрите на наши трансферы, то увидите, что мы тоже принимаем этот принцип во внимание. Мы опираемся и на свой опыт, и на социологию.

— Главная мотивация «Базеля», чтобы продолжать играть в еврокубках, — заработать побольше денег. Главная мотивация «Зенита» — выигрывать во всех возможных турнирах. Чья мотивация сильнее?
— Мне кажется, что шанс выйти в 1/4 финала Лиги Европы — достаточно сильная мотивация для обоих клубов. В отличие от «Базеля», мы играем второй матч дома, на «Петровском». Поэтому у нас есть возможность решить исход двухматчевого поединка непосредственно перед своими фанатами и болельщиками. Думаю, это даст нам дополнительный мотив.