10:02, 21 декабря 2011 года
10:02, 21 декабря 2011 года

Анатолий Давыдов: «Ставлю „Зениту“ пятерку за сезон»

В прямом эфире «Радио „Зенит“» главный наставник молодежного состава сине-бело-голубых Анатолий Давыдов подвел итоги выступления своей команды и команды Спаллетти за год, поделился планами зенитовцев на зиму и рассказал о том, кому готов отдать 6 очков, заработанных дублем в первых двух матчах турнира молодежных команд.

— Можно ли уже подводить какие-либо итоги сезона?
— Еcли брать первую половину, то в этом году мы сыграли неудачно. Игра была неровной, но на то были объективные причины: много травм, операций, мы все время недосчитывались по 5–6 человек основного состава, недосчитывались талантливых ребят. Те ребята, которые стали играть, пока еще не смогли показать себя, показать то, что они действительно могут делать в футболе.

— С другой стороны, учитывая такую большую нагрузку, наверно, надо сказать спасибо ребятам?
— Да. Мы знаем, что такое рост футболиста. Понятно, что тяжело быть лидером команды, но в тренировочном процессе не было вопросов, была очень хорошая самоотдача и хорошее отношение к тренировкам. Ничего страшного в этом нет. В их возрасте нестабильность постоянно присутствует. Пока говорим ребятам, что надо подправить здесь, здесь — и тогда у вас пойдет рост и мастерство будет появляться. И самое главное, прислушивайтесь к тренерам и к тому, что они вам советуют.

— Десятое место в регулярном первенстве молодежных команд — не самый приятный результат, но, с другой стороны, «Зенит» в своей группе А уже на первом месте, что очень приятно.
— Ну да. Две последние игры мы сыграли не основным составом — Евсеев и Могилевец были травмированы, но по крайней мере в двух последних играх у ребят были очень хорошие эмоции, им хотелось реабилитировать себя, показать, что на самом деле у нас очень хорошая и интересная игра. Может быть, она не всегда получается, но по крайней мере мы стараемся придерживаться той стратегии ведения игры, какой придерживается первая команда.

— Последние две игры вы провели даже лучше, чем первая команда, набрав в двух играх 6 очков.
— Мы согласны их отдать. Хотя у команды есть свой запас в 6 очков, но мы готовы ими пожертвовать. В свое время разница между ЦСКА и «Зенитом» была семь очков. Тогда очень многие начали паниковать, но «Зенит» сделал неимоверное усилие — выстроил свою игру.

— Как на ребятах отражаются успехи главной команды?
— Как правило, наша тренировка начинается с пятиминутки, где я стараюсь вспомнить прошедшую игру основной команды и зацепить моменты нашей игры. Мы всегда обсуждаем самоотдачу и мастерство. Ребята очень позитивно на это реагируют.

— Евгений Башкиров вернулся в команду после травмы.
— Да, Женя вернулся после травмы. Он стал по-другому играть, более спокойно, не суетливо. Мы приводим очень много примеров того, как работает первая команда. Стараемся донести, чтобы они не просто смотрели футбол, а смотрели, как игроки основы действуют именно в их зонах.

— Игроки молодежного состава привлекались и привлекаются в первый состав. Игорь Чеминава в этом плане очень обсуждаемая фигура. Одни говорят про 28 матчей на скамейке, другие — про два матча в стартовом составе, где Игорь сыграл на непривычной для себя позиции.
— Игорь не растерялся в этих двух играх. Большим плюсом был опыт ребят, было заметно, как в первой игре Лукович очень много подстраховывал его. Важно то, что Спаллетти не побоялся поставить его в этих играх, ведь матчи были не проходные. Если не ошибаюсь, его первая игра была против «Терека». Игорь сыграл на том уровне, на который он был готов к этому моменту. То, что он много просидел на лавке, это, наверное, не очень хорошо. Возьмут его на сборы или не возьмут, еще, может быть, дадут шанс доказать, что Игорь может быть конкурентоспособным в тренировочном процессе, что в каких-то ситуациях он может выходить и играть прилично. Но, может быть, его придется отдавать и в аренду.

— Такой вариант рассматривался летом.
— Да, у нас многие ребята ушли в аренду и стали там игроками основных составов. Думаю, это хорошее подспорье в их развитии.

— Почти все игроки молодежного состава, что бывали у нас в студии, говорили о том, как дорога возможность потренироваться с первой командой.
— Мотивация у ребят должна быть очень приличной. Клуб в тебя очень много вложил, клуб на тебя надеется. Развивайся, пробуй, у тебя есть шанс. У Валеры Карпина слышал в интервью, как молодые ребята начинают ломать руки руководству клуба при подписании контракта. У нас тоже эти моменты присутствуют, но, думаю, неправильно идти на поводу у агентов футболистов. Если у тебя нет желания дать себе шанс и подготовиться к первой команде, тогда нужно отпускать игрока — пускай пробует себя в другой команде. Ничего страшного в этом нет, если он талантлив, то заиграет. Дай бог, какую-то долю своего труда мы вложили, самое главное, чтобы они не пошли по рукам: одна команда, второй тренер… Так очень часто талантливые игроки у нас пропадают.

— Это едва не самый тонкий момент в российском футболе. Самое главное, чтобы человек не сломался и не испортился в молодом возрасте.
— Я очень переживаю за Лешу Ионова, конечно же. Я очень много разговаривал с ним. Талантливый мальчишка, уже попадал в первую сборную России, представляете? И раз — попасть в такую яму. Жалко, если такой нестандартный универсальный игрок потеряется. Для него это любимое дело, ничего другого он делать не умеет. Я говорю ему: «Леш, ну 100–200 тысяч — они когда-то закончатся, а ты не будешь прогрессировать. Развивайся и зарабатывай». Дай бог, чтобы все выровнялось в его жизни и чтобы в каких-то моментах он смог повести себя правильно.

— Важно отметить эмоциональный рост Игоря Чеминавы. Когда он первый раз пришел в студию, это был, пожалуй, один из самых тяжелых эфиров. Очень трудно было его заставить хотя бы не крутиться на стуле и не посмеиваться каждую секунду.
— Мы часто затрагиваем и такие моменты. Юмор должен присутствовать, но в то же время ты должен показать, что ты думающий серьезный человек. Ведь с тобой общаются люди, которые делают какие-то умозаключения по тебе не только по твоим финтам, но и по твоему поведению.

— Все-таки Чеминава — это уже игрок основы или еще молодежки?
— Думаю, он пока еще не дотягивает до игрока основной команды. Единственное, что меня не устраивает, — его расслабленность и невнимательность. Она проходит в юношеской команде, но не пройдет в основе. Одна ошибка — и команда лишилась трех очков.

— Это вообще самая критикуемая позиция в футболе — позиция центрального защитника.
— Последние два года у нас стали появляться интересные футболисты: и Паршивлюк, и Щенников. Для нашего футбола это одна из самых проблемных позиций. Школам и тренерам нужно делать на это акцент. Линию обороны мы не готовим совершенно.

— В этом году у «Зенита» был самый молодой состав во всем молодежном первенстве. Прогресс отдельных игроков можно оценить?
— Наши игроки играли против команд, которым были отданы футболисты основного состава. Доходило даже до пяти игроков. Ребятам было непросто создавать сопротивление, но за счет этого они набрались опыта. В следующем году команда омолодится еще больше. Мы возьмем воспитанников 94–95-го годов и двумя командами поедем на сбор. Команда у нас будет более молодой и более перспективной. Если брать ребят 91-го года, если они не попали хотя бы в тренировочный процесс первой команды, то, значит, они переросли, и от этого никуда не денешься. Мы все равно куда-то кого-то отдаем. Дай бог, чтобы они заиграли, все-таки ребята далеко не бесталанные.

— Не кажется, что Абдулфаттах закисает в «Крыльях Советов»?
— Мне интересно, как развиваются ребята в других командах. Я немного расстроен, что Абдулфаттах закис. Может быть, он потерял какую-то уверенность. Думаю, если он останется в команде, у него есть шанс пройти всю предсезонную подготовку у Андрея Кобелева и показать все качества, которые у него есть.

— Но при Тарханове Абдулфаттах играл.
— Да, Тарханов выпускал его, но другой тренер — другая тактика. Кобелев выстроил тактику, исходя из своих игроков.

— Очень много молодых игроков «Зенита» играет в других клубах. Больше десятка.
— Больше десятка — двенадцать точно. Берем и Колю Заболотного, берем первый дивизион: Матяш, Игнатович, Гиголаев, Дудиев. Берем и Премьер-лигу: Стариков, Канунников, в «Крыльях» есть ребята. Смотрю внимательно за Максимом Канунниковым. Он не боится идти в обводку, он бесстрашный, но понятно, что для него уровень тренинга должен быть выше. В таких условиях, когда команда висит, очень тяжело прогрессировать. Но зато ребята набираются опыта.

— Максим Митрофанов говорил, что в скором времени «Зенит» пополнится молодым черногорским нападающим.
— Я то же самое слышал. Приедет — посмотрим. Если подписали, то, наверное, не просто так. Селекционная служба вела его, собирала информацию, но пока, честно, ничего не могу сказать.

— Как оцените опыт работы с Николасом Пеньяилильо?
— С ним было несложно работать. Единственный барьер — это язык. Он мешает контакту. А по поводу понимания заданий тренировочного процесса — футболисты в этом плане очень подвижны, и тут все намного проще. Если он умный и грамотный футболист, то он очень быстро адаптируется.

— Самое распространенное мнение про Пеньяилильо — талантливый игрок, но почему он защитник? Он же всегда впереди?
— Я с ним разговаривал. Он играл флангового атакующего, и в одной игре я его так и поставил. Но на самом деле в плане обороны у него большие проблемы, поэтому я, честно говоря, засомневался, что из него можно сделать левого защитника.

— Но сейчас в команде есть Овидиус Вербицкас.
— Это игрок середины поля, интересный и талантливый мальчишка. Грамотный и в плане человеческих качеств, и в плане футбольного образования. Мне нравится. С ним подписан контракт, мы будем работать.

— На мемориале Гранаткина Айзер Аббасов был столпом обороны сборной Азербайджана. Каковы его перспективы?
— У него определенно есть все нужные для футболиста качества. У него есть еще один партнер по сборной — наш защитник Турал Гумбатов. Кроме того, у нас есть два игрока сборной России — Кирилл Костин и Илья Зуев. Еще есть интересный парень — Алексей Евсеев, который пропустил много времени, восстанавливаясь после двойного перелома, и поэтому не попал в сборную. Самое важное для них сейчас — это трудолюбие. Я очень много разговаривал с Аббасовым. В чем здесь проблема. Главные качества защитника — это жесткость, неуступчивость, злость в какой-то степени. У него это пока еще присутствует. Я уже говорил с Абассовым на эту тему — мы его берем на сборы и там еще раз с ним поговорим. Думаю, когда он начнет работать над собой, то будет выглядеть еще лучше.

— Сразу вспомнился Сушкин, который рассказывал, что, как только его поставили в оборону, он стал злее буквально за несколько недель.
— Иногда игроков заводишь искусственно. Сейчас, если кто-то из игроков на тренировке получил травму, они стараются это не показывать. Идет воспитание терпения и развитие морально-волевых качеств.

— Как игроки «Зенита» Андрей Зайцев и Никита Бочаров пережили универсиаду в Китае? В каком настроении вернулись?
— Считаю, приехали они не в том состоянии, в котором уезжали, как ни странно. Если Андрей там подустал — сыграл почти все игры, то Бочаров сыграл очень мало. Понятно, что как такового качественного тренировочного процесса там не было, поэтому он приехал в не очень хорошем состоянии. И, может, только в последней игре он вышел на тот уровень, которого мы от него ждем. Хотя я считаю, что это еще не тот Бочаров, которого мы хотим видеть.

— Хотите видеть того Бочарова, который похож на Кака?
— Он талантливый мальчишка. У него есть качества, про него постоянно говорят, пишут и вызывают в сборную. Я недавно разговаривал с Николаем Писаревым по поводу Бочарова. Сказал, чтобы он замотивировал Никиту: сборная России — это не проходной двор. Без определенного напряжения выходить играть за твою национальную сборную, мне кажется, кощунство.

— Порой кажется, что все наши молодые игроки за сборную готовы играть когда угодно, без вещей, хоть среди ночи…
— Это, может, и не всегда хорошо. Вызовите меня, а я там засвечусь. И игроки, и агенты этим пользуются. Если ты игрок сборной, то это еще ни о чем не говорит. Тренерам сборной нужно чуть-чуть жестче работать, если человек не прогрессирует и не растет, а в сборную вызывается. Самая страшная фраза для тренера знаете какая? «В нем что-то есть». Это убийственная фраза. Тренер все ждет, ждет, а человек не развивается, но его по-прежнему вызывают. Почему его разочек не тормознуть и не вызвать другого? Ведь у нас много талантливых ребят, у которых на данный момент мотивация выше. Почему нет?

— Как вырастить и воспитать Месси?
— Знаете, об этом можно говорить целую неделю. Это и футбольная философия, и работа детских тренеров, и мотивация самого футболиста, это и его природные качества, и тренировочный процесс, и методика тренировочного процесса. Не всегда тренер может до конца выжать из футболиста то, что у того есть. С возрастом у игрока появляются компании, друзья, дискотеки — от природы никуда не денешься. И на этом, бывает, все заканчивается. Примеров много. Поэтому мотивация — это забота и о своем развитии, и о своих родителях. Я говорю ребятам, что вы не просто зарабатываете, чтобы сходить в бар и, образно, покурить кальян, выпить коктейль или купить красивую машину. В первую очередь отдайте родителям то, что в вас вложено.

— Вратарю Андрею Зайцеву сейчас 20 лет. Есть ли у него возможность остаться в «Зените», или лучше получить практику где-то еще?
— По Андрею вообще тема отдельная. Когда Николай Заболотный ушел в «Спартак», я сказал Андрею: «Ты теперь лидер, ты должен быть в себе уверен и должен прибавлять». И он очень здорово в этом плане прибавил. Видно, что теперь это лидер. Мое видение такое: в команде должны быть два основных вратаря и один молодой, чтобы он постоянно участвовал в тренировочном процессе. Если Андрей не создаст конкуренцию и не поедет на сборы, тогда ему однозначно нужно уезжать и искать команду более высокого ранга по сравнению с молодежной.

— Но Зайцев из тех игроков, которых не хочется терять в перспективе...
— Да, главное, чтобы он сам верил, что он сможет вернуться, что его не просто выкинули на улицу, а за ним будут следить. Руководство команды следит и за другими нашими молодыми ребятами, которые играют в «Крыльях», Томске и в первом дивизионе.

— Сейчас активно обсуждаются слова Александра Дюкова о том, что Петербургу хорошо было бы иметь команду в первом дивизионе.
— А почему нет? Я считаю, что это нормально. Одна команда — это маловато. Понятно, что второй дивизион — это своя структура, свой футбол, ясно, какие там поля. Первый дивизион — очень хорошее подспорье для развития наших игроков.

— Как вы считаете, лучше система, когда существует фарм-клуб, куда игроки отдаются на весь сезон, или, как в Испании, когда игроки в любой момент могут вернуться в «Барселону» или «Реал» и там себя проявить?
— Если человек явно вырос за полгода и настолько прибавил, что готов играть за первую команду, то почему бы нет? Пока неизвестно, какой будет у нас регламент, потому что все меняется через каждый месяц. Давайте дождемся конца второй части нашего чемпионата. Думаю, что будут какие-то изменения в течение летнего периода. К чему придут к осени, я пока не могу сказать.

— Изменится ли возрастная политика молодежного первенства?
— Говорят, что будет с 17 до 19 лет. Мне кажется, это нормально. Это будет молодежное первенство. Сейчас очень много продуктивно и грамотно работающих школ, академий. Много команд, которые очень прилично выглядят. Сравнить себя с ними очень важно. Тем более что сейчас команды Академии ФК «Зенит» много ездят на зарубежные турниры, сравнивают себя с теми командами. Для ребят сейчас, честно говоря, созданы шикарные условия — и поля, и поездки интересные в футбольном плане.

— На стадионе Академии теперь будет играть и молодежный состав?
— Да, там сейчас инфраструктура просто сумасшедшая. Причем она еще и развивается. Приезжаешь туда — и радуется глаз, особенно если вспомнишь горбатые поля, которые там были раньше. В хорошем состоянии там было только центральное поле. Сейчас там уютный маленький стадиончик: заходишь — и праздник! Большие изменения произошли и в кадровой политике: сейчас там работает очень много талантливых ребят, молодых специалистов, которые хотят обучаться тренерскому мастерству.

— Не считает ли Анатолий Викторович, что сам потерял мотивацию, тренируя молодежку? Не пора ли менять обстановку?
— Скользкий вопрос. Не у всех тренеров есть люди, которые занимаются вопросами стыковки тренеров и президентов клубов. Звонки бывают. Знаете, в то же время интересно работать и с молодежным составом, видеть, как они развиваются, насколько умеют себя ломать в определенные моменты, насколько проявляется харизма — как мужская, как человеческая, так и спортивная.

— Какие планы молодежки на зиму?
— До Нового года, с 27-го по 29-е, у нас будут три дня медицинских обследований. 10 января мы собираемся, проводим две тренировки и двумя группами едем в Турцию на сборы.

— По тому, как складывался сезон у основной команды, можно ли сказать, что его итоги превосходят даже самые смелые ожидания?
— Если оценивать по пятибалльной шкале, то я бы поставил пятерку. Невозможно пройти чемпионат ровно, тем более вспомните, какие нагрузки были у наших футболистов: это и чемпионат, и Кубок России, и Лига чемпионов, и игры за сборную — нагрузка сумасшедшая. Восстановить себя непросто и футболистам, и тренерам. Где-то не хватило фарта, где-то, наоборот, повезло, как в Лиге чемпионов в последнем мачте с «Порту». Напряжение и усталость от разных турниров сказались, но в целом команда выступила очень достойно — на пять.

— Сейчас «Зенит» ожидает еще одна португальская команда — «Бенфика». Удачный жребий?
— Не обижая «Бенфику», наверное, да. Хотя Лига чемпионов — это всегда сверхмотивация у любого игрока. Выступление в Лиге — честь для клуба. Все это собирается в один клубок, поэтому команда и игрок могут выдать сверхзапредельную игру. Конечно, в какой-то степени нашим болельщикам было бы интересно посмотреть на «Реал» или «Барселону». Представляете, если приедут такие команды? Конечно, для прохода «Бенфика» — оптимальный вариант. Самое главное, чтобы наши футболисты подошли к «Бенфике» сконцентрированными и не было расслабления, как в играх с АПОЭЛом.

— Кто из ныне играющих футболистов сможет побить ваш рекорд футбольного долголетия?
— Не знаю. Никогда не задумывался над этим. Не ставил себе задачу больше всех сыграть, вроде игралось и игралось. По-моему, 446 игр? Если кто-то побьет рекорд, буду рад за этого человека, значит, у него большая мотивация и отменное здоровье. За рубежом люди играют по 700–800 игр. Самое главное, чтобы это приносило пользу клубу.

img
img