Дмитрий Дубровский: «Петербург – космополитичный город»

Главный редактор «Радио «Зенит» обсудил проблемы расизма на трибунах с Дмитрием Дубровским – болельщиком «Зенита», доцентом СПбГУ, кандидатом исторических наук , экспертом Российского этнографического музея, директором программы «Права человека» Смольного института.

– Расизм, толерантность и футбол – практически как любовь, комсомол и весна, именно этой теме мы и посвятим ближайшие 54 минуты в эфире «Радио «Зенит». В гостях у нас Дмитрий Дубровский, соавтор городской целевой программы, посвященной толерантности, научный сотрудник российского этнографического музея.

В последние 10 лет, когда ФИФА и УЕФА взяли курс повышение привлекательности футбола, одним из составных элементов этого стала борьба с расизмом именно на уровне ФИФА. Понятно, что когда ты продвигаешь футбол на таких рынках, как Бразилия и ЮАР, то максима вроде «В цветах флага Голландии нет черного» невозможна.
– Да, и надо добавить, что УЕФА в последнее время даже пытается разговаривать с клубами на предмет того, что расизм – это не только внутренняя проблема самого клуба, но и проблема успешной интеграции этих самых клубов в европейскую систему. Потому что это один из тех критериев, по которым команда будет входить в сообщество цивилизованных футбольных держав. Поэтому, кстати, УЕФА в последнее время объявляет конкурсы, где могут принять участие молодые исследователи и где можно посмотреть, насколько успешно российский футбол интегрируется в европейский, в мировой. Расизм также является одной из проблем интеграции не только российского сообщества в европейские структуры, но и российского футбола в европейский.

– Очень показательно, как меняются, например, представления о том, что такое добро и что такое зло. Чернокожего футболиста, которого в 89-м году купил, по-моему, "Глазго Рэйнджерс", первые два года прятали в Эдинбурге. Он не мог даже тренироваться в Глазго, потому что болельщики были готовы устроить суд Линча, как только этот парень появится и осквернит их базу.
– С «Глазго Рэйнджерс» вообще в этом смысле особенная история. Матчи между «Селтиком» и «Рэйнджерс» – это такое мрачное противостояние католиков и протестантов, это вообще часть общего политического противостояния, а футбол – это очень удобное поле для политизации, для манипуляций, особенно политических сил, потому что футбол дает мощную потенцию для политической мобилизации. У них есть общая мысль, общая идея, они все друг с другом знакомы, это общая сеть, и поэтому те же европейские новые правые активно работают в этом направлении с разного рода футбольными клубами, например, в Италии. Ну, в Италии вообще есть некоторое наследие со времен Муссолини. И показательно, что эта проблема вполне европейская, появилась она потому, что футбол стал более глобальным, более интеграционным. Сегодня японцы и африканцы играют в ЦСКА, например. Кстати, ЦСКА – наиболее международный клуб.

– Почему это столь активно проявляется в последние 20 лет и почему с этим так активно стали бороться футбольные чиновники?
– Если мы говорим о политическом проекте Европы, то это проект мультикультурный, как бы ни критиковали это понятие, проект интеграционный, и с этим можно работать. Футбольная политика Европы – это часть общеевропейской политики интеграции. Естественно, если возникают сюжеты, когда в футболе что-то на большое количество людей влияет исключающим, дискриминирующим, обидным образом, речь идет не конкретно о футболисте, вот в чем проблема. Это некоторый сигнал всему этому сообществу – мол, ребята, мы вас здесь не хотим, мы к вам плохо относимся, валите отсюда. Поэтому для футбольных чиновников в УЕФА и ФИФА это очень важно, это часть интеграционного процесса, который является составной частью социальной и культурной политики.

– Есть фантастическая цифра: каждый год Бразилия экспортирует порядка восьмисот тысяч футболистов. Они где-то играют. Соответственно, в последнее время в Европу приехало больше игроков из Бразилии и Африки? Условные болельщики «Миллуола» вдруг обнаружили, что за их прекрасную команду может играть чернокожий игрок, и мир сошел с ума? - Это не главное. Главное, что последние 20 лет – это время чудовищного перераспределения в этой глобальной политической системе. Это распад Советского Союза, распад Советского блока, сильный кризис идентичности везде, по всему миру, включая Россию, плюс еще 11 сентября и наша борьба с терроризмом. Все это вместе рождает, с одной стороны, борьбу за безопасность, а с другой – некоторые проблемы, связанные с меньшинствами. И все это хором, безусловно, отражается на футболе.

– (вопрос слушателя): Я принципиально за то, чтобы в "Зените" появились темнокожие игроки. Не из-за того, что они хорошие или плохие, а просто назло расистам.
– (ведущий) По-вашему, появление негра в «Зените» - это локальное решение проблемы толерантности в самом северном городе-миллионере?

– (слушатель) Нет, к сожалению. Буквально на последнем матче с ЦСКА сидел в 4-м секторе. Рядом со мной стоял товарищ, который болельщикам ЦСКА показывал фигурку обезьяны, ухал, подмышки чесал. Вот его снять бы на видео и показать его родственникам, друзьям, коллегам по работе. И на стадионе таких много, в том числе, люди с седой головой, которые сидят с детьми и подают им "хороший" пример.

– Среда футбольных «ультрас» во многом благодатна.
– Она благодатна, но весь вопрос в том, насколько поддерживают или не поддерживают то, что творится, соседи. Есть же такой термин – «нерукопожабельный». Недалеких людей много всегда найдется. Вопрос в другом – вот сейчас слушатель шикарную кинул, по-моему, идею. Снять вот такую группу, катать ее и спрашивать людей: вы хотите выглядеть в глазах других клубов, других футболистов такими вот укающими идиотами?

– (вопрос слушателя). Я ходил в море и много общался с африканцами. Считаю, что они нормальные люди, но в «Зените» их видеть бы не хотел. Взять тот же ЦСКА: вроде бы армейская команда, а бегают четыре чернокожих игрока.
– Комментарий очевиден. Проблема заключается в том, что люди готовы встречать афроамериканцев на улицах, а вот в командах их видеть не хотят. Они считают, что таким образом неправильно представляется то, что для них важно – «Зенит», ЦСКА, образ города. Хотя я не понимаю, чем афророссияне, скажем, отличаются от других россиян. Многие из них родились в нашей стране и идут служить в российскую армию. Это уже происходит. Так что такое неприятие - однозначное проявление расизма.

– Тренд на маргинализацию футбольных болельщиков очень сильно ударил по футболу как рынку. Сейчас многие уже знают о том, что болельщики – не маргиналы, однако расизм на условных "террасах" присутствует.
– Это правда. Еще раз: главная проблема не в том, что есть какие-то болельщики – расисты, а в том, что нерасисты либо считают такое поведение нормой, либо ставят себя выше этого и никак не реагируют на эти случаи. В результате получается, что тот, кто говорит – он говорит за всех. Таким образом, от имени всех болельщиков начинают говорить расисты, радикально мыслящие люди.

– Что нужно сделать, чтобы не только люди с бананами представляли болельщиков на «Петровском» или в «Лужниках»?
– Мне кажется, очень важный момент заключается в том, что люди должны начать реагировать. Я не говорю, что нужно тут же бить морду. Как раз стоит реагировать так, чтобы человеку стало стыдно. Возможно, действительно, стоит снять беснующегося расиста на камеру и пару раз прокрутить на большом экране: пусть посмотрит, как он некрасиво, неприятно выглядит. Мне кажется, что футбол – это красиво, а своей ненавистью, желанием кого-то оскорбить некоторые его портят. Мы все очень переживали, когда «Зенит» проиграл ЦСКА, но там был момент, который мне очень понравился. Когда Губочан бил головой, а Акинфеев отбил, мы все аплодировали сразу двоим – и за удар, и за сейв. Это было красиво. Мне кажется, нашему футболу остро не хватает ощущений от красивости игры.

– Не думаете, что, например, в матче «Амкар» – «Волга» может быть всего пара таких красивых эпизодов?
– Верно, но это же не повод «украшать» его расизмом, правда?

– Слушатель нам пишет: «Хорошая идея – снять ролик с обезьянками, а заодно ролик с Думбией, танцующим, как обезьянка». Я думал, что у нас с вами будет разговор «в башне из черного дерева» - будут сидеть два зануды-очкарика и обсуждать то, что волнует только их. А по количеству звонков и смс я вижу, что средний футболист «Зенита» вызывает такой же отклик. При этом все смс окрашены следующим образом: «А мы-то что, это они такие!». Условно, смонтировать ролик с Думбией, танцующим как обезьянка – прекрасная режиссерская находка. И мне кажется, что во многом это связано с той темой, которую мы анонсировали – а именно, проблемы с терпимостью и толерантностью вообще в России, здесь и сейчас.
– Да, здесь есть проблема, и заключается она вот в чем, если очень грубо: мы хотим быть Европой, но мы не хотим быть как Европа. То есть, европейские нормы и ценности мы разделять решительно не хотим. Мы хотим иметь безвизовый режим с Европой, мы хотим спокойно ездить в Париж, Лондон и куда-нибудь еще, но по возможности не держаться тех правил и норм поведения, которые там приняты. Все-таки европейские ценности при всех проблемах – это невозможность расизма в публичном культурном пространстве. Я не призываю вешать собак на великого аналитика футбола Ловчева, но то, что он употребляет слова «зверьки», с точки зрения профессиональной этики, в Европе запредельно. Он бы не работал в приличных изданиях. Просто есть этика, и эта этика – не пустой звук. Эти слова больно ранят людей, и совсем не тех людей, на которых они направлены, вот в чем проблема.

Когда обижают конкретного футболиста, некоторые люди думают, что обижают именно его, но это не так. Они обижают некоторую группу, которую они обозначают вот таким словом. В этом суть расизма – когда ненависть распространяется гораздо дальше конкретного адресата. Это не конкретному Думбия или еще кому-то направлен банан – условно говоря, все темнокожие должны увидеть этот банан. Им направлено это послание. В этом логика расизма как политического проекта – мы хотим быть нацией белых. Мы готовы сейчас к такой стране, готовы принять сознательные меры по исключению всех «не белых»? Тогда давайте строить другую страну, но это будет страна не с российской Конституцией, которая говорит о многонациональности, невозможности дискриминации по национальному признаку. Тогда давайте строить Южную Африку с системой апартеида. Но нужно ответить на вопрос – зачем нам это и кто будет определять, кто белый, а кто нет.

– Как всегда на роль определяющих будет повышенный конкурс. Мне кажется, что бананы в телетрансляции – это риторика в жанре «свастика – старинный славянский символ».
– Или второй сюжет: «А у них негров линчуют».

– Понятно, что всегда можно указать на соседа, у которого, возможно, сдохла корова, но очевидно же, что демонстрация банана – это совершенно конкретный жест, который может означать только одно.
– Люди начинают спекулировать – мол, надо было апельсин показать или, например, батон. Все-таки есть логика здравого смысла, и не надо быть экспертом, чтобы понять – когда люди швыряются бананами в темнокожих игроков, никакой другой интерпретации кроме того, что это расистская хамская выходка, по-моему, быть не может.

– Вадим из Колпино пишет: «Ловчев не мужик, за базар свой в «90 минутах» насчет «Рубина» пусть ответит, трепло он натуральное». Кристина прислала смс: «А не может ли быть такого, что фанаты делают это только для того, чтобы оскорбить игроков?
- Это обиднее всего, идеальный способ оскорбить». Слушайте, Кристина, этот вопрос мы уже затрагивали. Условно: у слепого белую трость отберете в метро? Не помню, чьи болельщики скандировали про газовые камеры болельщикам «Тоттенхэма». Или болельщики «Сити», которые скандируют про «славный мюнхенский день», когда разбился самолет с футболистами. Есть вещи, которые прилично делать, а есть вещи, которые делать неприлично и попросту нельзя. Есть много классных способов оскорбить, есть остроумные и замечательные.

– Тем более, среди наших болельщиков действительно есть разные люди. Весь вопрос в том, что происходит на трибунах, когда кто-то поднимает транспаранты на день рождения «дедушки» 20-го апреля, кто-то в Латвии разворачивает баннер «Хозяева вернулись» – тоже мило было, рижане порадовались, безусловно.

– Они, я подозреваю, сразу отправили этот транспарант в музей оккупации.
– Это подтвердило наихудшие их ожидания.

– (смс от слушателя) Отношение некоторых наших фанатов к темнокожим футболистам показывает уровень их образованности – они сами похожи на обезьян. - Мы футбол любим за красивую игру, и если темнокожие игроки нас радуют этим – это здорово.

STRONG>– (звонок слушателя) Я хотел бы разделить понятие «расизм» на две категории – бытовой и в спорте. Что касается бытового расизма, то мы с ним сталкиваемся довольно редко, хотя лица других национальностей уже давно живут и работают с нами, обслуживают нас, мы их обслуживаем и так далее. Что касается расизма в спорте – я думаю, никто из вас не будет отрицать, что чернокожие спортсмены более атлетичны, более выносливы, порой более техничны, но могут быть проблемы с дисциплиной.
– Мне кажется, вы сейчас такую максиму озвучили, которая, в общем, не имеет отношения к окружающей реальности, данной нам в ощущениях.

– (звонок слушателя) В Европе и в Москве сейчас новое поколение подрастает вместе с жителями иностранных государств, у которых другой цвет кожи. Когда они перемешиваются, они не замечают этих нюансов. Таким образом происходит привыкание, и эта планка расизма куда-то уходит.
– То есть, нужно подождать и у нас будет мультинациональное общество?

– (слушатель) Вы же прекрасно понимаете, что за пять или десять минут эту проблему не решить, да и за год тоже. Со временем все это должно прийти в норму. Может быть, болезненно для некоторых, но придет. А что касается моего мнения, я не против того, чтобы у нас был темнокожий игрок, и руководство нашего футбольного клуба приобретением такого замечательного игрока, как Бруну Алвеш, нас тоже потихоньку к этому готовит. Вообще очень много существует плохих человеческих качеств, и расизм – одно из главных, мне кажется.

– (смс слушателя) В баскетбольной питерской команде прекрасно играют чернокожие. Почему?
– Известно, почему в США в свое время именно баскетбол стал для афроамериканцев каналом вертикальной мобильности. Это был выход из дискриминации. Какое-то время назад надо было быть хорошим джазменом, чтобы вылезти из трущоб, куда их, в общем, белое большинство запихнуло. Отчасти это уже не так, футбол работает в этом же направлении.

– Понятно, что ощущения советской бабушки после Дня Молодежи 1958 года – мол, какие люди-то бывают! – оно уже в прошлом, мы живем в мире, где все знают, что есть негры, и многие из них живут рядом.
– Это большой вопрос, я в 90-е годы был в экспедиции, и бабушки приходили к нам смотреть на антихриста, потому что у нас был парень-эфиоп. Это был 1998-й год.

– Мне кажется, что с учетом укрепляющегося ощущения, что Манежная площадь в десятой степени – это наше ближайшее будущее, здесь просто соседством проблему не решить.
– Вообще замереть и думать, что следующее поколение подрастет и решит за нас ту проблему, которую мы не решили, нечестно. Не вполне справедливо перекладывать те социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, на плечи наших детей. Может быть, попробовать самим что-нибудь сделать? И в этом смысле замечательно не только то, что существует осмысленная политика клуба, но также очень важна реакция болельщиков. Когда они реагируют, когда есть какие-то инициативы, которые направлены против таких изгоев-расистов в собственном коллективе, и не только потому, что за это оштрафуют, но еще и потому, что это неприятно и некрасиво, – вот тогда все-таки мы будем себя более комфортно чувствовать на футболе.

– (смс от слушателя) А почему обсуждаем только негров, а не кавказцев?
– Слава богу, на выходцев с Кавказа еще не перешли. Видимо пока африканцы успешно справляются с этой ролью.

– То есть, условно, когда банан будут показывать Лахиялову…

– Ну почему, была же неприятная история в Нальчике. Так что это уже вполне можно обсуждать. С кавказофобией тоже все в порядке.

– (смс от слушателя) «Надо не перегибать, как у нас любят, «на местах» и помнить, что это они к нам приехали, а не наоборот».
- Вот тут я вам могу сказать, что этот аргумент не имеет отношения к действительности. Мы живем в настолько глобальном мире, что разговоры о том, кто к кому приехал уместно разве что в предгорьях Эльбруса. Вот там действительно есть приехавшая сторона и принимающая сторона. Виктор нам пишет: «Не надо лицемерить, негры выглядят по-другому, и это повод для приколов. На нас тоже постоянно вешают балалайку, лапти, водку и медведей". Мне кажется, Виктор, мы совсем о другом говорили на протяжении последних 50 минут.

Сергей пишет: «Да, поступок с бананом — гадость, но почему подобные выходки не замечают на других стадионах»?
- Сергей, мы это уже обсуждали, действительно, сделайте подборку, пошлите в Комитет по этике Алу Алханову и осветите это в новостях, вас сделают медиа-звездой. Аноним нам пишет: «Тех, кто унижает чернокожих футболистов, иначе как тупыми и не назвать. Какие они болельщики? Пусть вспомнят, какого цвета король футбола».

– Это, как мне кажется, все-таки бессмысленная логика. Понимаете, антирасизм идиотичен, когда говорят: африканцы, они не плохие, они – все хорошие. Это довольно бессмысленное выражение. Вот слушатель, который звонил в самом начале программы, говорил: «давайте у нас появится африканец просто для того, чтобы бороться с расизмом». Это слишком прямолинейно. Нам не нужен африканец или японец только для этого. Нам нужен просто хороший игрок. Если он при этом будет африканцем, главное, чтобы его это не тяготило и чтобы не бесило болельщиков. Это самое главное. По-моему именно в этом логика антирасизма.

– Вроде бы, кто виноват, худо-бедно разобрались. Главный лозунг — убей расиста в себе. Вопрос в том, что делать. Существуют совершенно формальные методы — минус шесть очков за проявление расизма.

– Нет, я вообще считаю, что штрафовать клуб в такой ситуации несправедливо. А вот наказывать фанатов — более правильная мера. Если один болельщик показал банан, а остальные не пытались его остановить, виноваты болельщики. Клубу за это тяжело отвечать, а болельщикам легко, потому что они видят, что происходит на трибунах. Я считаю, что верной санкцией было бы вычислять отдельных фанатов и запрещать им посещать стадион, что уже было сделано, либо в крайних случаях оставлять весь стадион без футбола.

– Вы имеете ввиду матч без зрителей? Но ведь, по сути, это тоже наказание клуба, когда он пролетает мимо доходов в день игры?
– Это правда, но, как правило, это еще более неприлично, потому что становится наказанием и для той команды, с которой этот клуб играет.

– Если говорить о пиар-кампаниях, которые проводились в последнее время. Мероприятия под эгидой УЕФА, нынешний лозунг «Зенита»: «Расизм – это свинство». Насколько, на ваш взгляд, это эффективно?
– У меня есть на эту тему критические соображения, правда, вряд ли я успею сейчас все это рассказать, потому что это очень сложный вопрос. Вообще борьба с расизмом во всем мире — это неочевидная проблема. Люди имеют право быть расистами. Это мое глубочайшее убеждение. Другое дело, что они должны проявлять эти свои взгляды дома на кухне. А как только они вышли в публичное пространство, это сразу становится неприличным и на это нужно реагировать. Поэтому бороться с расизмом, упирая на мораль, говоря, что это свинство, не совсем правильно. Да, конечно, это свинство, но есть большое количество расистов, которые живут себе вполне спокойно.

– И похрюкивают.
– Ну да. Я думаю, что нужно заходить с другой стороны. Петербург сейчас (я не скажу за всю страну) – это космополитичный город. Город для всех. Любому болельщику, будь он темнокожий, китаец или японец, в Питере должно быть комфортно ходить на матчи «Зенита». Давайте посмотрим, что происходит сейчас.

Какое количество африканских болельщиков может, не боясь за свое здоровье, прийти на футбол?
Я думаю, не очень много. А ведь это реальная проблема безопасности тех людей, которые на самом деле хотели бы поболеть за «Зенит». Я знаю таких людей, среди питерских африканцев такие есть, и они боятся прийти на стадион. Мне кажется, что логика рекламных кампаний должна быть ориентирована не столько на футболистов, сколько на болельщиков. Болельщики должны активно показывать, что они не с теми, кто расист. Вот это, на мой взгляд, главная задача, и решение ее намного сложнее, чем просто сказать, что расизм — это свинство.

– Помните прекрасный документальный фильм «Стадион» 1985 года? Там на трибунах сидели исключительные красавцы из Сенегала и Заира, и на стадионе им. Кирова они выглядят вполне органично. В этот момент понимаешь, что это, конечно, все тот же стадион Кирова, но мог бы, в принципе, быть и «Олд Траффорд» или «Сан Сиро». И когда ты начинаешь подпевать условному «скоро Питер станет белым», ты вносишь вклад в историю про жену Зе Роберто: она набрала в «Гугле» слова «Петербург, скинхеды», а на следующий день позвонила мужу и сказала: «Дорогой, мы не переходим в «Зенит»». Это было в июле 2006 года.

– И таких сюжетов, к сожалению, много. Я знаю множество таких ситуаций в сфере бизнеса, например. Вопрос безопасности, вопрос того, как люди будут реагировать, к примеру, на детей футболистов, если они темнокожие, будут ли их жены ходить в магазины, и не будут ли в них швырять бананы – это все очень остро. Проблема не столько в футболистах. Проблема в том, насколько футболисты будут безопасно себя чувствовать в реальном мире. Сергей пишет: "Меня забрасывало в Среднюю Азию на три года. Хорошего мало, мягко говоря".

Тем более, мне кажется, Сергей, эта риторика «они к нам приехали» недопустима, раз вы сами прошли через это. С. А. пишет: «У «Зенита» есть своя игра и свое лицо, с приходом бразильцев все изменится». Вот с приходом Бруну Алвеша лицо и игра «Зенита» изменились? Мне кажется, если изменились, то в лучшую сторону.



8 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Podolski Z
    0
    28 04 2011 в 02:18           
    Ребят, вы опять подняли очень глубокий вопрос - расизм. И опять вы рассматриваете расизм слишком поверхностно. Да, оскорбления за расовую принадлежность футболиста или обычного человека - возмутительно, особенно в стране, победившей расизм и национализм в 1945г. Но поднимая эту тему вы должны понимать и те корни, причины, которые делают расизм и национализм вообще возможным и процветающим! Хорошо, в ЦСКА играют черные ребята и играют хорошо. Но надо понимать что сейчас ваши лозунги борьбы с расизмом звучат как как "борьба, ради борьбы" и выглядят призывом купить любого чёрного, лишь бы не выглядеть белой вороной! Хорошо, давайте Моцарта тогда позовём, который играет в дворовый фут, зато он чёрный, галочка в бланке есть! Я читал много комментариев и отзывов питерских болельщиков - они не против черного игрока, если он действительно профессионал, они против "галочек в отчётах" - того чтобы звали любого черного игрока, по принципу цвета кожи а не игры, но чтобы выглядеть политкорректно.
    И вашу толерантность и политкорректность не любят из за её лицемерия - потому что в пылу борьбы с "расизмои и национализмом" порой начинается поиск врагов там, где их нет, и замалчивание настоящих проблем где они есть - баннеры с "дедушкой" и "овце****и", освистывание гимна России в некоторых регионах и в отдельных матчах, а также явное покрывательство свыше подобных выходок. Вот она ваша политкорректность на деле, "для галочки". Что-то к примеру в Советском Союзе в отношении национального вопроса и отношения к гостям из Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки таких проблем не было, и пример в интервью про болельщиков Зенита из Африки в 1985 году показателен. Значит Советский Союз был действительно толерантным и политкорректным государством в отношении представителей других рас, более "европейским"=) И ведь не было жалоб на такую политику) А сейчас лишь борьба за "галочку в бланке". Вы решите проблемы хулиганства, освистывания гимна, прекратите поддерживать и покрывать националистические группировки, и главное, слушайте свой народ, - устраняйте корни явления а не следствие, тогда расизм заглохнет сам собой. Тем более расизм в настоящий момент это - реакция народа на "борьбу с ветряными мельницами" и бой за "галочку в бланке" при том, что реальные проблемы не решаются, фактически это позиция "вы нас не слушаете? ну и получайте то, за что боролись!". Упомянутая вами же манежная площадь началась не оттого что были кавказцы, а оттого что преступника совершившего убийство, отпустили под давлением со стороны сообщников и сверху. И оттого, что проигнорировали показания свидетелей. Это был символ безысходности народа, в ситуации, когда его просто не стали слушать. Я конечно далеко залез, но суть такова - мы не против черных игроков-профессионалов, но расизм побеждать надо, устраняя его корни, а они в реакции общества на действия или бездействие и даже потакание (в ряде случаев Системы).

    П.С. Вперёд Зенит! Вперёд за Питер!!)))
  • Марина
    0.1
    28 04 2011 в 02:20           
    Каждый человек, приезжающий в другую страну сталкивается с их обычаями, нравами, устоями и если он не подчиняется им, то это вызывает соответствующую реакцию общества и он отвечает за свои проступки по закону. Так и они должны приезжая к нам выполнять определённые правила, и не нарушать наши законы. Но к сожалению это не выполняется, да и разрешено сейчас этим приезжим значительно больше, чем русским, лучше своего будут наказывать, а приезжего откупят или просто выпустят. Вот и получается от этого неприязнь, потому что мы у себя дома должны принимать приехавших и позволять им всё, а мы приезжая к ним полностью обязаны подчиняться их порядкам, а иначе местные просто изуродуют этого человека или убьют и никто его разыскивать там даже не будут. С любым цветом кожи пусть приезжают к нам люди и я не против этого, главное, чтобы они оставались людьми.
    Зенит это наш любимый клуб, в нём играют футболисты разных национальностей и мы их всех очень любим!
  • pendal
    0
    28 04 2011 в 12:14           
    Я не имею ничего против других рас, однако не стоит забывать, что у себя дома они о нас думают так же. И я считаю что уважение к обычаям должно быть как у них, приезжающим к нам, так и у нас, когда мы к ним едим. Но на практике этого нет. Поэтому каждая сторона с помощью расизма защищает свои обычаи, которая другая сторона не ценит. Если ты приехал работать, значит будь профессионалом, а не лезь со своим уставом. Но и другая сторона должна настоящего профессионала уважать, и его взгляды и его обычаи, религию и т.д. Опускаться до оскорблений в адрес профи (Вагнер, Думбия, Карлос) могут только те, кто сам ничего не может в жизни, только принизив их достоинства до своего уровня он возвышается в своих глазах.
    Не цвет кожи, ни его религия-только поступки определяют человека.
    А ЗЕНИТ я буду любить и с неграми и без-одинаково. Главное-ИГРА. И кто ее будет творить: РУССКИЙ,ЧЕХ,ГОЛЛАНДЕЦ,ИТАЛЬЯНЕЦ,ВЕНГР,КОРЕЕЦ,ТУРОК,ПОРТУГАЛЕЦ,СЕРБ,ХОРВАТ,УКРАИН
    ЕЦ,БЕЛОРУС, а может БРАЗИЛЕЦ какой-не имеет значения. ЭТО--ЗЕНИТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • pendal
    0.1
    28 04 2011 в 03:53           
    Так и они должны приезжая к нам выполнять определённые правила, и не нарушать наши законы. Но к сожалению это не выполняется, да и разрешено сейчас этим приезжим значительно больше, чем русским, лучше своего будут наказывать, а приезжего откупят или просто выпустят.

    Просто они знают, что за определенную сумму их обязательно отпустят правоохранительные органы. Они постоянная дойная корова для них. А "местный" для "полиции" не интересен, да еще и опасен-может спросить, ведь с наших налогов живет. И те понимают, что в этой стране можно за деньги делать ВСЕ.... Они на верху друг друга прикрывают, т.к. все повязаны, на кого ни глянь. Это и распускает руки приезжим.
  • Pikulb
    0.1
    28 04 2011 в 05:32           
    Не являюсь расистом! Не являюсь националистом!
    Но не могу скрыть скажем так своей озабоченности по поводу вообще вопроса толерантности, ибо это сейчас постоянно и на слуху, и на виду! И честно сказать меня начинает пугать то, что это начинает доходить до идиотизма (банан = расизм)!
    Валентина Ивановна собиралась (не знаю как в реальности!) строить общежития для приезжих эмигрантов! Извините меня, а почему не построить общежития для бездомных, которые по разным причинам остались без жилья! Да и вообще, всем известна её программа по расселению общежитий! (улыбка)
    Уголовный кодекс РФ включает в себя отдельные статьи и отягчающие обстоятельства по преступлениям совершенным на почве расовой ненависти, но почему-то я не разу не слышал, чтобы по этим статьям сажали лицо кавказкой национальности (принятое обозначение!) с применением этих статей за то, что он избил русского, в то время когда русским постоянно это вменяют!
    На мой взгляд, это все как минимум не справедливо! И так не должно быть!
    А по поводу возможности приобретения "ЗЕНИТ"ом игрока с другим цветом кожи, хотя нет конкретно чернокожего (т.к. Испанцы тоже смуглые, да и Ким Дон Джин из Южной Кореи, а они как известно тоже вроде не относятся к белокожим), возможно это дело привычки! Просто как-то сколько помню себя и «ЗЕНИТ», то не один чернокожий игрок просто даже не примерял майку «ЗЕНИТ»а, и мне это честно сказать сложно представить! Возможно, если и будет такой игрок найден, приобретен клубом, то может и привыкну!
  • Slava
    0
    28 04 2011 в 11:50           
    Это что, очередной шаг к попытке навязать Зениту афро-игрока? Зачем все это, если нормально справляются и своим составом.. А потом, когда в каждой команде будет хотя бы по одному африканцу и азиату, толерантность потребует, чтобы еще обязательно был игрок-гей, а то нетерпимостью попахивает? Реально уже до идиотизма доходит. Называется "заставь дурака молиться..."
  • il.tor
    0
    29 04 2011 в 06:07           
    Почитал предыдущие посты. В основном всё правильно пишут и глубоко копают проблему. Но чтобы не заблудиться в дебрях истоков и причин, предлагаю, прежде всего, сосредоточиться на элементарном наведении порядка. Я понимаю, что скрутить какого-то придурка не всегда возможно физически, но словом одёрнуть и показать своё отрицательное отношение, обратить внимание на неадеквата всегда можно. Если ухающий на африканца, жгущий файер или как-либо иначе отличающийся поведением, недопустимым на стадионе, будет получать осуждение от окружающих, то число таких эксцессов поубавится. Я специально сужаю проблему до уменьшения сумм штрафов и прочих наказаний, которые наш любимый клуб получает через своих преданных болельщиков. Зенит имеет много недоброжелателей за пределами Санкт-Петербурга и зачем нам им подыгрывать? Расист ты или просто придурок, но на стадионе ты должен играть (болеть) за Зенит, а не против! А недопустимое поведение на стадионе-это работа против своего клуба. Высококласного футболиста, который будет умножать славу Зенита, приветствую не глядя какого цвет его кожа, без проблем!
  • Марина
    0
    29 04 2011 в 09:49           
    Многие негры, кавказцы, чеченцы, таджики, узбеки и т.д. относятся к русским с большой ненавистью и готовы в тёмном месте сделать больно. Не нужно считать их всех идеальными и толерантными и мирными к другим национальностям. Когда приезжаешь к ним, то всегда предупреждают, чтобы не ходили в тот или другой район, иначе никто за тебя отвечать не будет. В этих районах, если увидят твою белую кожу, то изнасилуют, изуродуют, ограбят или убьют это точно, да ещё и в свой ислам заставят облачиться. Сейчас почему то только русским внушают, что все мы должны быть толерантными, не есть бананы, не чистить их до половины, не угощать ими никого, ко всем относится с душой, даже если эти приехавшие ведут себя по хамски, почему Вы им не говорите об этой толерантности, пусть всё будет взаимно. Русские очень хорошие люди и всех любят, только к нам также относитесь по дружески, уважайте наши традиции, культуру, соблюдайте наши законы, и чтобы в полиции не шли на поводу у диаспор, не отпускали преступников за деньги и блага, пусть отвечают перед нашим обществом по закону.