14:41, 13 апреля 2011 года
14:41, 13 апреля 2011 года

Алексей Ионов: «Фото Кержакова с автографом висит у меня дома»

Стремительный прогресс 22-летнего полузащитника «Зенита», а теперь уже и сборной России – одно из самых приятных открытий стартовавшего сезона. При этом большинство болельщиков, даже питерских, знают об Ионове очень немногое – родился, тренировался...

Корреспондент «ССФ» отправился в Петербург, чтобы поближе познакомиться с восходящей звездой «Зенита».

В мае 2003 года, забуксовав на старте, тренер Петржела вытащил из зенитовского дубля и перевел в основу троих юношей с фамилиями Быстров, Денисов и Власов. Возможно, это было лучшее решение чеха за все три года его работы в Петербурге. Молодой и задорный «Зенит»-2003 взял в итоге «серебро» чемпионата России, а Петржелу в конце сезона болельщики были готовы нести на руках от «Петровского» до его коттеджа в Удельной.

Тренеру Адвокату, чтобы добиться такого же отношения к себе, пришлось сделать «Зенит» чемпионом России и выиграть два европейских Кубка. Но даже в самые успешные для команды дни голландца постоянно упрекали в том, что он не привлекает в команду питерских воспитанников. Адвокат на это всегда отвечал, что регулярно ходит на матчи дубля, но не видит там талантов уровня Дзагоева. Однажды, устав выслушивать вопросы назойливых журналистов на эту тему, Адвокат организовал трансфер из дубля в главную команду молодого Алексея Ионова и даже иногда выпускал его на поле, но о полноценной игровой практике не приходилось говорить.

Тренер Спаллетти оказался к молодежи добрее, и в прошлом году регулярно включал в заявку на матчи уже не только Ионова, но и других игроков дубля – Канунникова, Игнатовича и Башкирова. Впрочем, никто из этих троих так и не сумел закрепиться в основе, зато это сделал Ионов, на которого многие зенитовские болельщики уже махнули рукой. Сезон-2011 Ионов начал стабильным игроком стартового состава, забил победный гол в Суперкубке, дебютировал в главной команде страны и напустил тумана на перспективы в «Зените» Владимира Быстрова, когда тот залечит травму.

«ВСЕГДА МЕЧТАЛ ТОЛЬКО О «ЗЕНИТЕ»

– Три с половиной года вы смотрели футбол в основном со скамейки запасных, а в этом сезоне резко превратились в одного из ключевых игроков атаки «Зенита». Что случилось? – спрашиваю у Ионова, с которым мы сидим в фойе зенитовской базы после пятничной открытой тренировки.

– Мне кажется, переломным стал прошлый год. У меня заканчивался контракт, в команду пришел Спаллетти, и я понимал, что это для меня, возможно, последний шанс заиграть в «Зените». Просто правильно себя настроил, а в этом году мне стали больше доверять.

– Вы родились в Кингисеппе. Оттуда же родом Кержаков. Даже не пробую угадать, кто был вашим кумиром.
– Конечно, тут без вариантов. Все пацаны в Кингисеппе хотели быть, как Кержаков. В детстве мы почти не пересекались. Когда я стал заниматься футболом, он уже переехал в интернат в Питер. Но дружат наши родители. Помню, когда после седьмого класса я тоже собрался в интернат, попросил отца достать мне автограф Кержакова. Отец купил где-то фотографию с матча «Зенит» – «Ротор» и попросил Кержакова подписать ее. Он написал: «Лешка, у нас с тобой одна цель – Европа и мир!» Фотография до сих пор висит дома.

– Как сейчас складываются отношения с кумиром детства?
– Мы плотно общаемся, можно сказать, приятели.

– Быстров несколько месяцев регулярно ездил по два с половиной часа на электричке из Луги в Питер, пока родители не сняли ему с бабушкой квартиру рядом с зенитовской школой. Как решался вопрос расстояний в вашей семье?
– Года два я жил в таком режиме: по будням тренировался в Кингисеппе, а по воскресеньям ездил в Питер играть за зенитовскую школу. Это 150 км в один конец, иногда приходилось вставать в шесть утра, чтобы успеть. Спасибо отцу, он тогда даже уволился из милиции, чтобы заниматься мною, возить на все игры.

– Быстров рассказывал, что раньше в Луге почти все болели за «Спартак». Кингисепп тоже был красно-белым?
– Нет, у нас зенитовский город. И я всегда мечтал играть только в «Зените». В детстве я иногда поигрывал за эстонскую команду «Транс Нарва». В Кингисеппе в нашей секции не было денег на поездки, а с эстонцами можно было ездить на разные международные турниры. Но я никогда даже не задумывался о том, чтобы переехать в Эстонию. Думал только о «Зените».

В восьмом классе меня взяли в интернат, и я наконец переехал в Питер. Это было очень крутое время. Правда, на школу времени почти не оставалось – тренировки были по два раза в день. Но я уже тогда понимал, что мое будущее будет связано только с футболом. Даже не знаю, кем бы я мог быть, если бы не стал футболистом.

«В СБОРНОЙ УДИВИЛА АТМОСФЕРА»

– За долгие часы, проведенные на скамейке запасных, вас часто посещали мысли, что вы засиделись, что пора, может, уезжать из Питера?
– Было такое. Адвокат несколько раз вызывал меня в первую команду, а потом снова отправлял в дубль, и каждый раз было очень тяжело психологически туда возвращаться. В такие минуты мне всегда помогал Давыдов. Он постоянно говорил: «Тебе должно быть все равно, играешь ты за дубль или за главную команду. Ты должен выходить на поле и быть лидером команды. Если будешь хорошо выглядеть, это обязательно заметят». Вроде очень простые слова, но они мне сильно помогали, не давали опустить руки.

– Когда стало известно, что Адвокат пригласил вас на матчи с Арменией и Катаром, вы признались журналистам, что не ожидали вызова из сборной. Неужели совсем не думали, что могут позвать?
– Честно? Вообще нет! Я, конечно, чувствую, что прибавил в этом году, но совсем не рассчитывал, что так быстро позовут в сборную.

– А как относитесь к разговорам, что вас позвали только потому, что вы из «Зенита»?
– Мне по барабану. Пускай говорят. Я, если честно, мало слежу, что обо мне пишут в прессе. Только если кто-то что-то расскажет или посоветует почитать.

– Что-то удивило в сборной?
– Атмосфера. Думал, буду первое время чувствовать себя там не так уютно, как в клубе. Все-таки лучшие футболисты страны, сложившийся коллектив. А оказалось, там такая обстановка, что вообще не нужно адаптироваться. Очень по-простому все и по-доброму.

– Как считаете, сборная заслужила такую обильную критику после мартовских матчей?
– Можно я не буду отвечать на этот вопрос? Я еще слишком мало времени там провел, чтобы говорить от лица сборника.

– После мартовского Суперкубка генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов сказал журналистам: «Если Ионов будет развиваться, то вполне может стать капитаном сборной на чемпионате мира-2018». Вы читали эти слова?
– Читал. Что тут сказать? Очень приятно, что Максим Львович видит во мне такую перспективу.

«ПОСЛЕ КУБКА УЕФА КУПИЛ СЕБЕ «ИНФИНИТИ»

– Что еще интересного есть в вашей жизни, кроме футбола?
– В основном в свободное время встречаюсь с друзьями. В кино хожу.

– Последний фильм, который посмотрели?
– «ПираМММида». Интересный.

– Вас часто в жизни «разводили» на деньги?
– Никогда.

– Какие книги читаете?
– Это не про меня совсем, не люблю читать.

– Знаете, какой у болельщиков любимый апокриф про вас?
– Нет.

– Ионов с первой «взрослой» зарплаты купил себе «Бентли».
– Это неправда. Я на «Инфинити» езжу. Сделал себе такой подарок после победы в Кубке УЕФА.

МНЕНИЕ

Анатолий ДАВЫДОВ, главный тренер молодежного состава «Зенита»:
– Когда Ионов первый раз пришел на тренировку в дубль, я сразу понял, что парень нестандартный. С хорошим дриблингом, умеет резко менять направление движения, может быстро тормозить. Он никогда не боится лезть в обводку, постоянно провоцирует защитников на ошибки. Но очевидно, что ему еще нужно прибавлять в чувстве командной игры. По характеру Леша взрывной парень. Легко заводится в игре, не стесняется выговаривать партнерам. Сейчас, когда он играет в первой команде, это, может, и не особо пока заметно, потому что там совершенно другие партнеры, но в дубле было видно, что у Ионова есть лидерские качества.

Когда «Зенит» тренировал Адвокат, он несколько раз приглашал Ионова в основу и потом опять отправлял на месяц-полтора в дубль. Леша тяжело переживал такие моменты, приходилось его реанимировать, заставлять поверить в себя. Он тогда еще был просто-напросто сыроват, в нем еще не было энергетики взрослого мужчины, а сейчас мальчик, что называется, созрел.

Звездной болезнью он уже, слава богу, переболел. Когда Адвокат стал подтягивать его к основе, Ионов чуть подуспокоился. Подумал, что он и так уже очень классный и можно немного расслабиться. Но сейчас Леша понял, что он может гораздо больше, чем просто тренироваться с основой «Зенита».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО Алексея ИОНОВА

Родился 18 февраля 1989 года.
Клуб: «Зенит» Санкт-Петербург.
Амплуа: полузащитник.
Рост – 177 см, вес – 69 кг.
Карьера: воспитанник СДЮШОР «Зенит». В «Зените» с 2007 года. В чемпионатах России сыграл 30 матчей. В еврокубках сыграл за «Зенит» 13 матчей, забил 4 мяча.
Достижения: победитель (2010) и бронзовый призер (2008) чемпионата России. Победитель Кубка УЕФА (2008), обладатель Суперкубка России (2008, 2011) и Суперкубка УЕФА (2008).
Сборная: за сборную России сыграл 1 матч – 29 марта 2011 года против сборной Катара.

img
img