02:28, 09 апреля 2011 года
02:28, 09 апреля 2011 года

Роберт Салимьянов: «Для наших парней деньги — не стимул»

Начальник молодёжного состава «Зенита» работает в футбольных командах уже пятнадцатый год. Он видел первые матчи Малафеева в «Зените-2» и наблюдал за уходом из футбольной истории ленинградско-петербургского «Динамо», провёл сезон вместе с Владимиром Казачёнком в «Смене-Зените» и уже второй год подряд помогает Анатолию Давыдову и его тренерскому штабу в зенитовской молодёжке.

— Если объяснять максимально кратко и понятно, то сравнение моей работы сейчас и работы с командами второй-первой лиги сродни рейтингованию трамвая и самолёта, — рассказывает Роберт Салимьянов. — Оба едут, но комфорт и скорость поездки совсем разные. И, что самое главное, различно отношение к делу, которым занимаются в команде. Когда клуб финансирует строительная компания — это одно, а когда за спиной такая солидная фирма, как «Газпром», то это, конечно, совершенно другое. Меняются понимание и степень заботы о подопечных, курирование их интересов — делается так, чтобы команда поднималась по турнирным таблицам как самолёт, а не как трамвай.

— Как выглядит ваш типичный рабочий календарь? Чем загружены дни?
— Главная задача — расписание, которое составлено тренерами. Соблюдаться оно должно неукоснительно. Это подготовка мест для тренировок, обеспечение команды транспортом в тех случаях, когда это необходимо, договорённости о предоставлении питания, включении в график всяческих дополнительных восстановительных процедур. Ну и одно из, наверное, ключевых дел — это мистер форс-мажор. В те моменты, когда возникают накладки — а без них в нашей стране никак, — нужно уметь вывернуться, сделать всё так, чтобы команда и не заметила, что были какие-то проблемы.

— У вас за спиной висит футболка кого-то из игроков молодёжки. На вешалке такая аккуратненькая, красивая игровая футболка. Это ведь тоже одна из ваших забот.
— Прежде чем игрок будет одет, нужно не просто узнать у него размер, но и удостовериться, что этот размер ему подойдёт. Комфортно ли он себя чувствует, не давит ли где-то, не висят ли ниже коленок, как у Арлекина, рукава. Если тренировочный или парадный костюм где-то жмёт или чуть длиннее — это не беда, дело житейское. А в игре футболисту ничего мешать не должно, ему нужно думать о том, как выполнить поставленную Анатолием Викторовичем задачу, а не о спадающих штанах. Обмерить нужно всех, затем получить на складе форму, отвезти в фирму, которая наносит наклейки — рекламу с фамилиями, — ну и по приезде на нашу базу рассортировать комплекты так, чтобы юноши получили всё как надо.

— Насколько важно учитывать индивидуальные особенности игроков? Например, в основном составе Мигель Данни всегда играет с коротким рукавом — чтобы в случае гола показать татуировки с именами детей в камеру.
— Мы заранее спрашиваем, кто в какой форме хочет играть. У нас есть полные комплекты, и за день до игры я узнаю, что нужно подготовить к матчу. Но есть и отличие от основы — команда у нас молодая, и все прислушиваются к мнению капитана. Скажет Стас Матяш: «Холодновато, давайте сыграем с длинным рукавом», и играем в длинных футболках. Но если уж кому-то совсем некомфортно, то всегда можно найти компромисс. Вот Пеньяилильо попросил перед последней игрой футболку с коротким рукавом — мол, некомфортно ему с длинным, — получил, вышел и гол забил. Прямое доказательство важности даже такой мелочи, как рукава!

— На предсезонных фотосессиях с футболками регулярно случаются накладки — пару лет назад, например, Риксен снимался в футболке Крижанаца.
— Разнообразные истории вообще случаются постоянно: то гетры дома забудут, то постирают у девушки своей футболку и оставят на вешалке в ванной. Возраст! А ещё у нас раньше была одна большая история — подтрусники, они же велосипедки. Мы из гигиенических соображений не стирали их в прачечной, потому что это уж совсем личный элемент формы. В прошлом году в начале сезона половина игроков их забывала! Метались перед матчами по всем коридорам и кабинетам Малой арены, искали. Но ничего, приучились, перестали забывать.


— Лет эдак восемь назад кто-то из игроков забыл футболку, и представитель команды бегал к фан-сектору в поисках замены. Нашли идентичную оригинальной майку, после чего пришили к ней вырезанные из других футболок буквы и цифры.
— Знаю, что московские «Спартак» и «Локомотив» даже возят с собой пресс для приклеивания в случае надобности фамилий на пустые футболки. У них таких случаев было, видимо, немало (смеётся). Только заканчивались они не так хорошо, как в «Зените». А в старые времена, в конце 90-х и начале 2000-х, мы в таких ситуациях лейкопластырем, кстати, фамилии клеили.

— Футболки за это время точно изменились очень сильно. А как поменялись футболисты?
— Тоже полностью. У нынешних ребят мировоззрение иное. Да и сравнивать тех, кто играет в дубле, с теми, кто играет во второй лиге, не очень верно. И питание, и передвижение, и экипировка на разном уровне. Вторая лига — это ведь поездки на «Икарусе» из Петербурга в Москву. На самом деле сейчас всё гораздо серьёзнее стало — родители внимательнее и где-то жёстче к молодым дублёрам относятся. Вторая лига — это «опавшие листья», парни по 26–28 лет, у которых уже есть семьи. Ребята, понимающие, что заработанные ими 300 долларов — это еда их семьи, а победа — премиальные, которые можно потратить на ребёнка. А для наших мальчишек стимул — не деньги, а игра за такой клуб, как «Зенит». И нынешняя ситуация, пожалуй, лучше, чем раньше, ведь над ними ничто дамокловым мечом не висит, они могут отдаваться игре на сто процентов.

— И условия для работы по ходу сезона этому только способствуют. Сколько всяких приспособлений в каморке на Малой арене собрано — и сосчитать сложно!
— Однозначно. Допустим, для тренировки вратарей Юрий Окрошидзе укомплектовал всё, как надо. У нас есть все специальные снаряды для вратарей — стенки нескольких типов, разнообразные резиновые жгуты, мячи всякие. Не в каждой команде премьер-лиги это всё есть, а наши ребята с этим растут и знают, как обращаться. Результаты уже есть — Зайцев аж до молодёжной сборной дорос. Это же здорово!

— Молодёжка «Зенита» славится своей атмосферой. Наверняка сталкивались с проявлением командного духа?
— А как же! Вот буквально на прошлой неделе мы в Нальчик улетали 1 апреля, так ко мне человек пять подряд в аэропорту подошли — мол, так и так, паспорт дома забыл, беда. Постояли, поглядели на меня минут пятнадцать, ну и когда увидели, что у меня лицо белым стало, признались, что пошутили. Сорванцы!

img
img