12:02, 07 декабря 2010 года
12:02, 07 декабря 2010 года

Иван Краско: «Спаллетти — профессор»

«Спорт» продолжает серию интервью, посвященных чемпионскому сезону «Зенита». Мы беседуем с бывшими игроками и тренерами сине-бело-голубых, известными людьми из мира футбола, знаменитыми артистами.

Сегодня наш гость — Иван Иванович Краско. Один из самых преданных болельщиков питерской команды, актер, любимый многими поколениями ленинградцев-петербуржцев, поделился ощущениями от третьего чемпионства «Зенита» на своем веку.

«Зенит» — визитная карточка города

— Я не фанатичный, а коренной болельщик «Зенита», поэтому очередной триумф стал для меня долгожданным событием, — признался Краско. — Что мне больше всего понравилось, так это органичность победы. Она стала естественным развитием событий и абсолютно ожидаемой, так как явилась результатом планомерной подготовки. Я уверен, что мои друзья Паша Садырин и Лева Бурчалкин радуются и на том свете чемпионству любимой команды.

— Чем вам запомнился первый триумф «Зенита» в 1984-м?
— Первое чемпионство я могу сравнить с появлением на свет первого ребенка. Тем более борьба была нешуточная (московский «Спартак» отстал на 2 очка. — «Спорт»), ведь в Москве всегда ревниво относились к успехам ленинградского и петербургского футбола. «Зенит» с тех пор стал визитной карточкой города, как, например, балерина Ульяна Лопаткина или солист Мариинки Василий Герелло. Благодаря зенитовцам за рубежом начинают уважать футбольную Россию.

— Болельщики до сих пор вспоминают ваш образ Петра I на награждении команды образца 1984 года.
— Это очень приятно. А главное, ведь где-то хранится тот метровый свиток, который я весь исписал. Я был и 2 декабря нынешнего года на чествовании «Зенита», но было бы неуместно, если бы я опять вылез на сцену (улыбается). Я так переживаю за любимую команду, что у меня даже нога дергается.

— После поражений сильно хандрите?
— Конечно, результаты «Зенита» оказывают на меня сильнейшее влияние. Выигрывает команда, и у меня все ладится, все хорошо. Проиграет — все как-то не так, тяжеловато идет. «Зенит» сказывается на мне больше, чем погода.

Зырянов и Анюков — «крестьяне»

— Сейчас вам должно быть полегче — при Спаллетти команда практически не проигрывает.
— Да, безусловно, сейчас зенитовцы продлевают мне жизнь своей уверенной игрой. Когда меня представили Спаллетти и сказали, что я актер, он сразу воскликнул: Grazie! Bravo! (Смеется.) Итальянец, кстати, подтвердил одно из утверждений великого Станиславского, что настоящий режиссер должен «умереть в своих актерах». Это происходит каждый раз, когда Спаллетти говорит, что матчи выигрывает не он, а его игроки. Между театром и футболом вообще много общего. Футболисты стали понимать, что играют для болельщиков, а не просто выпендриться. Как вырос Сашка Кержаков — просто поразительно. Ни о каких «бил, бью, буду бить» речи уже не идет, потому что он начал играть на команду. В «Зените» один за всех и все за одного.

— Какой «Зенит» вам ближе — Дика Адвоката или Лучано Спаллетти?
— Я должен отметить, что сейчас у футболистов прибавилось профессионализма, они начали вдумчиво работать. Не зря же Спаллетти называют Мистером. Я бы даже назвал его профессором и академиком футбола.

— В свое время вы играли на позиции полузащитника в военно-морском училище. Вам кто ближе по духу: обороняющийся Роман Широков или атакующий Мигель Данни?
— Мигель уже сложившийся профи, а Ромка только растет. Мне все-таки ближе более атакующий футбол. В свое время я играл с футболистом юношеского состава московского «Спартака» Володей Семеновым и усвоил для себя такую вещь, как умение попасть в такт. Володя был нападающим, и я навострился делать ему такие передачи, что он постоянно забивал. Полузащита — это очень важное звено в команде.

— Какой вы видите тройку лучших среди зенитовцев в этом сезоне?
— Двоих я могу точно определить, это Саша Кержаков и Данни, а вот с третьим сложнее. Наверное, поставил бы сюда двоих — Рому Широкова и Славу Малафеева. Мне очень жаль, что несколько сдал Костя Зырянов, но он уже был лучшим футболистом чемпионата (в 2007 году. — «Спорт»). Губочан прекрасно играл. Ну и конечно, Вова Быстров, у которого хватило ума вернуться в «Зенит». И борьба с «виражом» пошла ему только на пользу: он возмужал, набрался мудрости, стал мужиком. Давайте так: на третью ступеньку поставим всех остальных ребят (смеется).

— Какие отношения сложились у вас с нынешними зенитовцами?
— Я знаком со многими ребятами и люблю их. Например, Славу Малафеева и Влада Радимова. Еще бы хотел отметить Ивицу Крижанаца, который стал родным человеком в команде. Вот Лукович еще только втягивается, не успел освоить всю зенитовскую методу. Ну а в общем наш человек, славянин. Среди любимцев могу отметить Костю Зырянова и Сашу Анюкова, которых я называю «крестьянами». Гарик Денисов тоже отличный футболист.

Дожить до чемпионата мира

— Где смотрите футбол на «Петровском»?
— Меня уже начали уважать, поэтому я сижу в губернаторской ложе рядом с ветеранами «Зенита» Германом Зониным и Станиславом Завидоновым.

— Как со стороны оцените зенитовских болельщиков?
— Слава Богу, больных становится все меньше (вздыхает). Болельщики у нас воспитуемы, так как у них есть своя организация. Сейчас они не только накачиваются пивом и теряют голову, а приходят поддержать любимую команду. Я могу понять фанатов, которые после «золотого» матча вырвались на поле. Это все происходило в состоянии аффекта. Но самое главное, что, несмотря на уже добытое чемпионство, «Петровский» полностью заполняется.

— Какие ожидания от будущего сезона?
— Надеюсь, зенитовцы сумеют удержать завоеванное чемпионство, хотя сделать это будет не так и просто. Ну и надеюсь на успех в Лиге Европы, так как в клубе мне уже пообещали билет на финальный матч (улыбается). Я в ожидании поездки с «Зенитом» за границу.

— Для вас принципиально, легионер играет за сине-бело-голубых или местный воспитанник?
— Я считаю, что последних должно быть больше. Мне не интересно смотреть, когда ЦСКА побеждает за счет бразильцев. Есть там хороший тренер Слуцкий, но победа ценится выше, когда результата добиваются свои парни.

— Сильно обрадовались информации о проведении в России чемпионата мира?
— Конечно. Не знаю всех подробностей дипломатической игры, но, судя по всему, слова Владимира Путина о том, что он не хочет давить на членов ФИФА, как раз и сыграли свою роль (улыбается). Мне очень нравятся зенитовцы молодые Ионов и Канунников, которые и должны играть за сборную в 2018 году. К тому же у меня как раз подрастают два орла. Сыновей хочу отдать в школу «Зенит» — пускай развиваются и играют в футбол. Ну а я постараюсь дожить до того момента, когда смогу наблюдать за матчами чемпионата мира с трибуны нового зенитовского стадиона.

img
img