17:03, 04 августа 2010 года
17:03, 04 августа 2010 года

Максим Митрофанов: «Мы обязаны реализовывать наш потенциал»

Генеральный директор клуба рассказал про адаптацию футболистов, пришедших в «Зенит» зимой, поделился планами на трансферное окно, а также подвел промежуточные итоги сезона.

– Чемпионат России перевалил за экватор. Подведите, пожалуйста, промежуточные итоги и поделитесь своими впечатлениями.
– Во-первых, хотел бы процитировать Дика Адвокаата, который любил повторять, что медали вручаются только после тридцати туров. Самый важный позитивный итог первой половины первенства состоит в том, что нам удалось создать единый работающий коллектив. Предсезонные сборы были сложными, многие опасались за адаптацию Спаллетти как в стране, чемпионате, так и в коллективе. Предпосылки при этом были не очень благоприятными: в начале прошлого сезона команду тренировал Адвокаат, по настрою которого было понятно, что он собирается уходить. Затем полгода «Зенит» возглавлял Давыдов, которому было очень тяжело, но он, можно сказать, справился со своей задачей. Фактически за год у команды появился уже третий тренер. Это непростая ситуация для игроков, тем более что накануне ушли лидеры. Тяжело и тренеру: он приехал в принципиально другой чемпионат, следует упомянуть и языковой барьер. На сборах коллектив прошел через определенную ломку. Все, включая футболистов, считали, что эта ломка, это привыкание продлятся минимум полгода. Ведь ставилась принципиально другая игра, прививался новый подход к тренировкам. Хорошо, что пока результат в чемпионате у нас такой, какой есть. Но не менее важно то, что в краткие сроки удалось сформировать коллектив, который стал слаженно работать.

После обнародования календаря первенства России все сходились во мнении, что он для «Зенита» крайне неудачный. Он и сейчас продолжает казаться для нашей команды очень сложным. Два раза в году у нас серия из пяти матчей подряд с лидерами чемпионата. Весной эта серия выпала на начало турнира, когда команда не готова. На тот момент было даже непонятно, контролирует ли новый тренер ситуацию в коллективе, как относятся к нему игроки. А вторая серия совпадает по времени с периодом, когда параллельно нужно решать задачи в Лиге чемпионов. Мы еще не знаем, что будет; мы только верим, надеемся и работаем на максимальный результат. Но уже сейчас понятно, что сам коллектив сформирован, и это очень важно.

– Расскажите, пожалуйста, об интеграции футболистов, которые пришли в «Зенит» в зимнее трансферное окно.
– Про каждого игрока нужно говорить отдельно. Для Кержакова переход в «Зенит» был скорее возвращением. Выступая за национальную сборную, он оставался петербуржцем, общался с ребятами, и поэтому никаких проблем в плане адаптации у него не возникло. В целом он старается, играет хорошо, здорово работает на тренировках. Лазович и Ламб – новые игроки, которые приобретались с разными целями, поэтому их случаи также следует рассматривать отдельно. По инициативе тренерского штаба Ламб изначально приобретался исключительно на будущее. Он не покупался в качестве игрока основного состава. Это футболист, у которого есть определенные задатки, которых, к сожалению, нет у игроков нашего дубля, выступающих на аналогичной позиции. При покупке планировалось, что через два-три года, развившись, он станет регулярным игроком основного состава. Когда мы приобретали его, мы прекрасно знали, что на сегодняшний день ему не хватает многих качеств. Соответственно, сейчас он отдан в аренду в «Фейеноорд» для того, чтобы регулярно получать игровую практику и, скажем, через год вернуться в «Зенит» уже на новом этапе своего игрового развития. В целом с задачей адаптации Микаэль справился. Что от него требовали, то он и выполнял. Следующий этап в развитии Ламба – постоянная игра уже в чемпионате Голландии, а не Дании. Затем он вернется в Петербург.

Что касается Лазовича, то он приобретался как игрок основного состава: футболист сборной Сербии и ПСВ, который может выступать практически на четырех позициях. Благодаря тому что на позиции страйкера играет Кержаков, Лазовича тренерский штаб использует слева, хотя в сборной он выполняет функции центрального нападающего. Данко прекрасно справляется со своей задачей и уже неоднократно помогал команде решать исход матчей. Адаптировался он тоже очень хорошо. При обсуждении его кандидатуры мы предполагали, что с точки зрения психологической адаптации вряд ли у Лазовича возникнут большие проблемы. Он свободно владеет английским, поэтому ему легко найти контакт с иностранцами. При этом с Крижанацем, который пользуется авторитетом у игроков, он вообще говорит на одном языке. А благодаря схожести культур и менталитетов он прекрасно понимает, куда приехал. То есть ему несложно найти взаимопонимание и с российскими игроками. Так что неудивительно, что Лазович очень быстро влился в коллектив.


– Прокомментируйте, пожалуйста, уже свершившиеся трансферы этого лета.
– Бухарова мы хотели приобрести еще зимой. С учетом продления зимнего трансферного окна до 8 апреля переговоры велись практически полгода. Они были достаточно сложными. Для «Рубина» это знаковая продажа, а для нас – приобретение форварда таранного типа: высокого, физически сильного, но в то же время техничного и пластичного. Думаю, что для него это следующий шаг в карьере. Не потому, что «Рубин», выигравший два чемпионства подряд, чем-то хуже «Зенита», а потому, что наш клуб ставит перед собой принципиально другие задачи и, несомненно, будет их реализовывать. Кроме того, здесь у Бухарова будет другой набор партнеров. Если говорить о том, что в сильной команде быстрее растет сильный игрок, то это – ровно тот случай. Бухаров будет окружен футболистами национальных сборных. Думаю, что здесь у него больше шансов стать основным игроком команды Адвокаата, и не потому, что в сборную вызывают игроков «Зенита», а именно благодаря профессиональному росту и хорошему взаимопониманию с другими «сборниками» из нашего клуба.

Что касается Луковича, то мы неоднократно говорили о том, что нам необходимо усиление линии защиты. С одной стороны, у нас и до этого было достаточное количество защитников, и могло показаться, что игроки этого амплуа «Зениту» не нужны. Однако Спаллетти в этом вопросе сразу четко изложил свое мнение: команде нужны минимум четыре классических центральных защитника. Игр много, а эта позиция – самая опасная с точки зрения травм и дисциплинарных взысканий, а также самая ответственная, ведь, как правило, не вратарь виноват в пропущенном голе, а защитник, и чаще всего – центральный. Кроме этого, нужны крайние защитники, причем по два на позицию. Вариант с Луковичем возник еще зимой, он сам выразил желание перейти в «Зенит», но тогда мы не были готовы его приобрести. Тренеру нужно было время, чтобы посмотреть, какую команду он принял. Не было резона торопиться. Во многом благодаря этому, кстати, раскрылся Губочан, и мы поняли, что у нас есть сильный футболист, который может играть в защите и справа, и слева. Лукович может играть левого центрального и левого крайнего защитника, а также при необходимости и опорника, хотя это не его амплуа. Таким образом, в тактическом плане это крайне выгодное для «Зенита» приобретение, так как мы получаем сразу несколько вариантов построения защитной линии. Плюс это игрок из итальянского чемпионата, то есть Лукович говорит на одном языке со Спаллетти – как в футбольном плане, так и в лингвистическом. Общность сербской и русской культур, а также наличие в коллективе Крижанаца и Лазовича тоже увеличивают шансы Луковича быстро адаптироваться в Петербурге.

– Какие позиции планируется усилить в оставшееся время до закрытия трансферного окна?
– Во-первых, хотелось бы разрешить ситуацию с классическим центральным защитником. Кроме того, мы рассматриваем кандидатуры на место опорного полузащитника. Несмотря на то что на сегодняшний день в распоряжении тренерского штаба есть четыре центральных полузащитника, в большинстве игр функции опорника выполняет Денисов. Конечно, ему очень тяжело регулярно выполнять такой гигантский объем работы, а Зырянов, Широков и Файзулин больше ориентированы на атаку. Поэтому нам нужен еще один классический опорный полузащитник, чтобы Денисов и Зырянов имели возможность отдыхать или, если они все вместе находятся на поле, распределять между собой нагрузку. Это не означает, что параллельно не разрабатываются и остальные позиции. Мы работаем на перспективу, и если в это трансферное окно появятся хорошие футболисты в линию нападения, то они, безусловно, будут рассмотрены. Но основной приоритет – это центральный защитник и опорный полузащитник.

– Какой из сыгранных в этом сезоне матчей «Зенита» оставил у вас, как у болельщика, самые приятные и, наоборот, самые неприятные впечатления?
– Для меня самая удачная игра «Зенита» этого сезона – встреча с ЦСКА. Объясню почему. В конце прошлого года, когда Спаллетти только приступал к работе, он попросил меня присутствовать на сборах, чтобы помочь побыстрее адаптироваться в команде, наладить контакты. Поэтому я большую часть сборов провел вместе с командой по ее графику. Я видел те вещи, которые Спаллетти пытался привить, и как сложно они шли у футболистов. И именно матч с ЦСКА получился первым, в котором игра вышла такой, какой ее хотел видеть Спаллетти, и это при том, что нам противостоял достойный соперник. Возможно, так получилось благодаря быстрому голу Крижанаца, но в любом случае мы полностью контролировали ход матча. Победа знаковая, ведь «Зенит» на тот момент около десяти лет не мог выиграть у армейцев на их поле.

Если говорить о не самых приятных впечатлениях, то мне не понравилась игра с петербургским «Динамо». Потенциал «Зенита» таков, что у соперников не должно было остаться ни малейшего шанса. Да, было видно, что мы сильнее, но игра, по моим ощущениям, все равно шла как-то натужно. Ну а если бы мы хоть раз проиграли, то я бы, конечно, назвал именно эту встречу.

– Нулевую ничью с «Унирей» большинство болельщиков восприняло скорее как поражение. Ваши впечатления от первой игры?
– Матч вызвал непростые эмоции. Я бы рассматривал эту встречу как нереализованную победу. Мы были обязаны выигрывать. Во многом именно «Униря» не позволила нам это сделать, и здесь нам вместе с тренерским штабом нужно понять, почему так случилось. У команды было численное преимущество, класс игроков и класс тренера у «Зенита» явно выше, но в итоге на табло горели нули. Ясно, что задача – это только победа. Наша цель – выход из группового турнира Лиги чемпионов, и этой цели мы должны достичь. Мы были абсолютно не удовлетворены результатом европейской кампании прошлого года, когда мы не попали в групповой турнир, уступив «Насьоналю», пусть это и помогло нам занять третье место в национальном чемпионате. Неизвестно, как бы мы сыграли в группе, но устали бы очень сильно, это точно. В этом году мы просто обязаны реализовать наш потенциал не только во внутреннем первенстве, но и на европейской арене, показывать уровень команды и города за рубежом.

img
img