10:47, 24 мая 2010 года
10:47, 24 мая 2010 года

Олег Кваша: «Иногда «Зенит» критикую»

С автором знаменитого «Зеленоглазого такси», а также песни, посвященной 300-летию Петербурга, и множества других шлягеров певцом и композитором Олегом Квашой мы встретились у входа на 17-й сектор перед матчем «Зенит» – «Терек» и сразу договорились об интервью.

Правда, по вине корреспондента «НЗ» оно несколько раз откладывалось, но зато когда состоялось – тем для разговора было гораздо больше. В том числе и с учетом завоеванного «Зенитом» Кубка России. Правда, Олег при этом предупредил – он из тех людей, кто не только от души болеет за родную команду, но и при этом ее порой критикует. А еще выяснилось, что футбол он осознанно смотрит с восьми лет, в свое время сам разлиновывал и заполнял в тетрадочке сетки чемпионатов мира и является большим поклонником таланта Жозе Моуринью, за «Интер» которого болел в финале Лиги чемпионов.

– Не секрет, что у «Зенита» много разных болельщиков. Как бы вы в этом смысле охарактеризовали себя?
– Меня можно назвать болельщиком «Зенита» из 80-х, поклонником Юрия Андреевича Морозова. Если же говорить о нынешнем клубе, то, как мне кажется, команда с таким бюджетом должна крупнее выигрывать в финале Кубка России у соперника уровня «Сибири» и уж точно не доводить дело до валидола в концовке встречи. Да и качество игры меня не совсем устроило.

– То есть «Зенит» в воскресенье, 16 мая, заставил вас изрядно попереживать?
– Во всяком случае шампанское заранее попросил не открывать.

– Если не секрет, где смотрели финальную игру?
– Выездные матчи всегда смотрю в одном и том же баре – на 4-й линии Васильевского острова, где собираются те зенитовские «ультрас», кто по каким-то причинам не поехал на выезд. А за домашними – наблюдаю дома. Те же «ультрас» в это время на «Петровском» – не в одиночку же в бар идти! Но вообще-то я болельщик с 1966 года. С другой стороны, приведу такой пример. Однажды мы как-то сидели вместе на передаче с Михаилом Боярским, и я спросил у него – ты когда-нибудь «Зенит» критикуешь? Он сказал – нет. А я – критикую, поскольку являюсь очень большим приверженцем качественной игры. Скажу и другую вещь. Когда, например, у меня в свое время журналисты спрашивали, кто должен быть главным тренером «Зенита», я ответил: Давыдов.

– Потому что, будучи болельщиком из 80-х, считаете, что «Зенит» должен быть сугубо питерской командой?
– Нет, к легионерам как раз отношусь вполне нормально. Более того, эталоном профессионализма и порядочности считаю Анатолия Тимощука, а он, как вы знаете, из Украины и даже говорит с легким украинским акцентом. Но лично мне Анатолий Давыдов глубоко симпатичен. Более того, считаю, что многие выпускники нашей школы «Смена» должны на него равняться.

– За что вы, как правило, критикуете команду?
– У Геннадия Орлова есть такая коронная фраза: не хватает мастерства. Мне кажется, что, получая такие зарплаты, игроки «Зенита» и отрабатывать должны так, как это делал в свое время Толя Тимощук.

– Вы так профессионально все «раскладываете», что создается впечатление, будто вы и сами играли в свое время. Было такое?
– Да, но с тех пор прошло 30 лет, и это был дворово-любительский уровень. А кандидата в мастера спорта я в гребле получил. С другой стороны, прекрасно понимаю, что такое командная игра, и в футболе – отнюдь не «чайник».

– Правда ли, что в свое время вы пересекались с Виталием Мутко – бывшим президентом «Зенита», а ныне министром спорта?
– Мы общались еще со времен Анатолия Собчака, и потом тоже, когда Виталий Леонтьевич уже работал в «Зените». А еще ему очень нравилась моя песня, посвященная 300-летию Санкт-Петербурга. Вы наверняка помните этот клип, а если нет, можете посмотреть его на моем сайте. Так вот, в видеоподборку клипа, ближе к финалу, вошли кадры, как Александр Панов держит Кубок России и команда едет с ним по городу, как на Дворцовой площади качают Мутко. Другое дело, что монтировал его не я. Но когда увидел, что там есть и такие кадры, – это стало бальзамом на сердце. Тем более в 2003 году после завоевания первого Кубка России прошло уже четыре года. А потом этот клип отвезли на стадион и какое-то время крутили там. Кстати, когда мы с вами встретились на «Петровском» – это был мой первый поход на футбол.

– Как же так?
– Я живу на Васильевском острове, поэтому, когда на «Петровском» идет игра, у меня и так дребезжат окна, а звук с улицы идет в качестве dolby surround. И потом, если я буду ругаться на стадионе так же, как делаю это во время матча дома, то меня просто убьют. А то, что меня «ультрас» приглашают в бар, тоже объяснимо – надо же им иметь кого-то в противовес.

– И все же – как вам атмосфера непосредственно на стадионе?
– Все это было замечательно.

– Говорят, вы помимо всего прочего большой поклонник Жозе Моуринью?
– Причем очень давний. Начиная с того момента, когда он тренировал «Порту», который привел в итоге к победе в Лиге чемпионов. К слову, на днях мы собираемся покупать кота. Вообще-то я не хотел его заводить, но потом поставил жене условие: согласен, но только если он будет носить имя Жозе. Так что скоро у нас появится свой Моуринью.

– С чего у вас такая любовь к этому португальскому тренеру?
– А с чего она в свое время была к Садырину или Морозову? Дело все в том, что футбол – это командная игра. Так вот у Морозова и Садырина всегда были именно команды. Такими же считаю и нынешние «Баварию» с «Интером», а потому очень рад, что именно они дошли до финала Лиги чемпионов, а не, скажем, «Барселона». Ну а болел в субботу все равно за «Интер». Кстати, этот финал Лиги чемпионов был уникален еще и тем, что впервые на таком уровне в качестве тренеров встречались ученик и учитель. Ведь Моуринью в свое время работал помощником Луи ван Гала в «Барселоне».

– А на чемпионате мира в ЮАР за кого будете болеть?
– Эти соревнования не пропускаю с детства. С 1966 года сам рисовал в тетрадках таблицы, группы, схему розыгрыша, проставлял результаты. Это сейчас такой плакат можно купить в любом ларьке. А тогда я все делал сам, как только толком научился писать. Хоть и выглядел при этом маленьким ботаником в очках. А сейчас болеть буду за голландцев и англичан, которых мне всегда жалко.

– Почему?
– Каждый игрок у англичан, как правило, звезда. Но как сделать так, чтобы они все вместе работали словно машина, по примеру «Интера» или «Баварии»?

img
img