14:30, 07 июля 2017 года
14:30, 07 июля 2017 года

Елена Лебедева: «Игроки Академии „Зенита“ обладают шикарными интеллектуальными задатками»

Начальник организационного отдела «Газпром»-Академии в интервью официальному сайту сине-бело-голубых рассказала, как устроен учебный процесс для воспитанников школы.

— Академия «Зенита» сотрудничает с общеобразовательной школой № 473, в которой созданы спецклассы для наших футболистов. С этой школой мы сотрудничаем более сорока лет, и там учились Радимов, Аршавин, Денисов и другие известные наши футболисты. Учатся там игроки с 7-го по 11-й класс, те есть футболисты пяти старших команд.

Как все происходит на деле? В Академии составляется график тренировок, который мы отдаем в школу, где для наших спортивных классов делают специальное расписание. Здесь максимально учитываются интересы мальчиков, чтобы при плотном тренировочном графике они могли посещать все уроки и получать знания в полной мере. В других школах такой возможности нет, и наши мальчики из-за тренировок не смогли бы полноценно учиться, и им приходилось бы пропускать много уроков. Здесь же составляется индивидуальное расписание. Например, в одном классе могут учиться ребята из двух разных команд. В такой ситуации делается еще одно расписание с учетом тренировочного графика обеих команд.

У игроков молодежного состава «Зенита» вообще отдельная история. У них столько разъездов, что для каждого футболиста составляются маршруты, они приходят в школу тогда, когда у них есть время, и идут на индивидуальные занятия с учителями. Зачастую это происходит весьма поздно, в районе восьми вечера.
Это все делается из-за того, что мы несем моральную ответственность за будущее наших учеников. В том числе и тех, кто не станет футболистом.

— Все ли игроки старших команд Академии могут перейти в спецкласс?
— Да, в школу берут всех, никаких вступительных экзаменов нет. Единственное условие — мальчик должен иметь твердую позицию в своей команде. Если тренеры не уверены в перспективах игрока, ему могут отказать.

— Допустим такую ситуацию: мальчик в 15 лет является твердым игроком команды, но через какое-то время его отдают в другую футбольную школу. Он остается в спецклассе?
— Как правило, мы с такими ребятами расстаемся. Конечно, ребенку дают возможность дойти до какого-то логического завершения, например до конца четверти или полугодия, а затем переводят в другую школу. Это лучше для самого ребенка, потому что учиться в одном классе с ребятами из команды, в которой ты уже не играешь, психологически очень непросто. У команды свои темы для бесед, подготовка к чемпионатам и зарубежным турнирам, и мальчик, выпавший из обоймы, испытывает дискомфорт. Хотя некоторые родители настаивают на том, чтобы их ребенок доучился в нашей школе, но я ни разу не видела, чтобы самому мальчику было комфортно до самого выпуска.

— Количество уроков у игроков Академии такое же, как и у обычных школьников?
— Наши дети, как и все другие школьники, получают аттестат государственного образца, соответственно, и знания они должны получить в полном объеме. Согласно госстандартам. Так что да, количество часов по всем предметам точно такое же. Единственное отличие — у наших мальчиков нет физкультуры, за нее они автоматически получают пятерку.

— Насколько высок уровень образования в спецклассах? Хватит ли ребятам знаний для поступления в хороший вуз?
— Тут все как у обычных детей, и все очень индивидуально. У нас есть мальчики с прекрасными интеллектуальными задатками, и у нас их даже больше, чем в обычных классах. Но в связи с занятостью возможности дополнительно учиться, как это делают обычные школьники, у них нет. При наличии двух тренировок и шести-семи уроков прийти домой и делать еще домашние задания сил практически нет. Это требует серьезных волевых усилий. Так что бывают разные ситуации. Если мальчик нацелен на получение знаний, то он их получит. У нас был прецедент, когда наш воспитанник Евгений Серенков окончил школу с золотой медалью. Больше таких случаев не было, но есть мальчики, которые были очень близки к медалям. Например, в этом году окончить школу с медалью вполне могли Леон Мусаев и Самир Байрамов. Но с учетом того что оба являются игроками молодежного состава и вызываются еще в юношескую сборную России, сделать это было очень сложно. И в какой момент они сами приняли решение просто хорошо окончить школу без претензий на медали. Просто чтобы не надорваться.

В целом знаний, которые получают наши игроки, более чем хватает, чтобы быть конкурентоспособными для поступления в любой вуз. Другое дело, что надо четко понимать, что наши мальчики уже профориентированы и готовятся стать профессиональными футболистами. Поэтому получать очень уж глубокие знания у них не всегда получается. Все свои силы они направляют на физическое развитие.

— Бытует мнение, что учителя относятся к футболистам очень лояльно и завышают им оценки. Как с этим в 473-й школе?
— Там с этим все достаточно строго, учителя внимательно относятся к нашим мальчикам и стараются дать им ту базу знаний, которая ничем не отличается от той, которую получают обычные школьники. Так что спрашивают с футболистов строго. Но, конечно, бывают и поблажки. Во-первых, у нас немного по-другому построен сам учебный процесс. Если в обычном классе учитель рассчитывает, что дети закрепят знания еще дома, выполняя задания, то у нас учитель за 45 минут урока закладывает знания без расчета на то, что игроки сядут дома повторять пройденный в классе материал. Почему еще учителя относятся добрее к нашим футболистам? Потому что они заслуживают уважения. Педагоги ходят на тренировки, на игры и понимают, что наши мальчики — это бойцы, и видят, какая нагрузка ни них ложится. Некоторые из них встают в шесть утра, чтобы к девяти приехать на тренировку или сесть за парту. Никакой другой школьник таких подвигов не совершает. Обычное расписание у футболистов: две тренировки в день (это три-четыре часа) плюс шесть часов на уроках. В общей сложности минимум десять часов. При этом некоторые из ребят тратят на дорогу по два-три часа и при этом еще делают домашние задания. Не каждый школьник способен выдержать такую нагрузку. Конечно, учителя понимают, что наши мальчики — это герои. Поэтому где-то могут быть поблажки, но ребята заслуживают такое отношение к себе.

— Может ли успеваемость в школе как-то повлиять на участие игрока в тренировочном процессе? Например, может тренер не допустить футболиста к тренировке из-за плохой учебы?
— Да, тренер за систематическую плохую успеваемость и халатное отношение к учебе может не допустить игрока к тренировкам или играм. Но это даже скорее не наказание, а просто возможность игроку сосредоточиться на учебе и закрыть долги. За каждую двойку, конечно, не отлучают от тренировочного процесса. Но если плохие оценки становятся системой и грозят двойкой в четверти, то тогда мы просим тренера помочь. И то тренер сначала ведет воспитательную беседу, говорит игроку, что может последовать такое наказание. Максимальный срок отлучения? Не больше недели. Но такие ситуации бывают крайне редко.

Мы нередко проводим тесты, и наши мальчики обладают шикарными интеллектуальными задатками. Слабый просто не выдержит всей той нагрузки, которая выпадает на игрока Академии. У наших ребят другая психология, они все воспринимают по-другому. Они способны решать задачи в укороченные сроки, в которые не уложится обычный школьник. Это связано с тем, что наши футболисты постоянно находятся в состоянии цейтнота. Они играют-играют, на учебу времени не хватает, откладывают ее на потом, а потом приходят и могут аттестоваться по всем предметам буквально за неделю.

Ситуация с игроками «Зенита»-м и «Зенита»-2 — это вообще фантастика. Они приезжают в школу и за два-три часа получают все знания, который обычный одиннадцатиклассник получает за семь-восемь часов. По-моему, можно сказать только браво их способностям и трудолюбию.

— На какие-нибудь олимпиады игроков Академии отправляют?
— Крайне редко. Хотелось бы, но просто на это нет времени, игроки очень заняты. Хотя в этом году выиграл городскую олимпиаду по итальянскому языку игрок Академии 2003 года рождения Богдан Ведерников.

Городская олимпиада — это на целый день, а дети сами не хотят пропускать тренировки, для них это святое. Даже на выпускных экзаменах, на которые дается по четыре часа, наши ребята умудряются все написать часа за полтора и успеть на тренировку, от которой их, кстати, освободили. И при этом успешно сдать экзамен.
Был случай, когда молодежный состав должен был куда-то лететь и автобус команды ждал игроков прямо у дверей школы. Футболисты должны были написать выпускное сочинение за полтора часа, хотя другим школьникам дается на это четыре часа. Так что наши спортсмены — уникумы.